Найти тему
Алеся Ясногорцева

Фотография. Глава 10

Начало

Глава 9, часть 2

ХОББИ

Утром Тася пришла на работу, как обычно, в 8 часов. Она уже приготовилась переводить документы, как её вызвали к директору. «Что это такое, - подумала Тася, - обычно по утрам с иностранцами он дел не ведёт. Что-то планируется, наверное».

Но директор, злобно взглянув на Тасю, бросил:

- Вы уволены!

- Но почему? – только и могла спросить Тася, опешив от неожиданности.

- Я не обязан отчитываться перед увольняемыми, почему их увольняют. Получите расчёт.

«Ну вот, ещё одна недоработка нашего КЗоТа, - подумала Тася. – Надо будет Таугуль рассказать – хорошая статья у неё из этого выйдет».

- А характеристику вы мне дадите? – спросила Тася.

- Некогда, - отрезал директор.

Тася вышла из кабинета с расчётом. Она была опечалена. Но, увидев злорадную ухмылочку Марзии, быстро поняла, в чём дело и напустила на себя равнодушный вид.

Трудно Тасе было это сделать, хотя никаких тёплых чувств к своей работе она не испытывала. Работа была для неё источником средств к существованию, не более того.

Тут она и вспомнила, как Абдель Елемесович говорил, что владелец фирмы, на которую работала Тася, является родственником владельца его завода. «Да здесь ведь целый клан, - подумала Тася. – Представляю, как они самих забастовщиков ненавидят, если даже ко мне, только помогавшей им, такое отношение. Но крупный и дружный коллектив им не по зубам».

Тут Тася почувствовала гордость за своих друзей, организовавших столь сплочённый коллектив. Даже печаль от потери работы не могла развеять это чувство.

Тася решила пойти домой через парк. «Там на пути газетный киоск стоит, куплю «Диапазон-Среда», посмотрю, кто требуется. А там и Валентину Матвеевну попрошу дать объявление о репетиторских услугах».

Тася стала думать, что она ещё могла бы преподавать, кроме английского. Ну историю, литературу, русский язык, казахский язык она может вести хоть до выпускного класса, а вот математику, физику, химию, биологию? «Учебники посмотреть надо, - решила Тася, - там видно будет».

«Продавщицей или официанткой, допустим, мне работать тоже не зазорно будет, -подумала Тася, покупая газету «Из рук в руки». – Только бы на трудовых мошенников не попасть».

Тася вспомнила знакомую продавщицу из магазина, построенного в доме, где она теперь жила. Та говорила, что некоторые владельцы магазинов, парикмахерских, ресторанов нанимают работников на месяц, а потом увольняют по его окончании, не заплатив.

А неплохо было бы, наверное, создать сайт в Интернете, на котором записывать данные о буржуа, которые не выплачивают зарплату, заставляют работать больше 8 часов, увольняют без объяснения причин… С Виталием об этом надо посоветоваться, с Абделем Елемесовичем…

Тася решительно набрала номер Виталия.

- Алло, - услышала она.

- Алло, это Тася Веткина. Виталий, нам надо поговорить об одной вещи. Предложить хочу сайт в Интернете сделать, на котором выкладывать данные о мошенничающих предпринимателях.

- Так, так, - заинтересованно ответил Виталий. – Давайте сегодня поедем в больницу к Асхату, по пути и объяснишь всё. Согласна?

- Согласна.

- А сложилось у тебя с ним?

- Нет.

- Тогда извини, может быть, мне не стоило предлагать тебе ехать к нему?

- Нет, почему, стоило. Дружить-то мы с ним ещё будем.

- А, ну тогда поедем. Встретимся на остановке «Дом ветеранов» в 12 часов.

Тася, встретившись с Виталием, сказала ему:

- С работы меня уволили сегодня, - заметив, что Виталий начал расстраиваться, она сказала, попытавшись придать тону максимум беззаботности: - Да мне от этого ни холодно, ни жарко, я давно хотела уволиться. А вот сколько есть таких работодателей, которые мошенничают? Например, не выплатив зарплату, увольняют, как не прошедшего испытательный срок. Ну ты, наверное, сам знаешь, сколько случаев таких есть.

- Ну ещё бы не знать!

- Так вот, я хочу предложить сделать сайт, на котором выкладывать сведения о таких буржуа.

- Хорошая идея, - одобрил Виталий. - Материалы у нас будут, конечно же. Присылать на нашу электронку будут. Только вот проверять надо будет обязательно, потому что могут и специально подсунуть неверную информацию, чтобы обвинить в клевете.

Войдя в палату к Асхату, Тася и Виталий застали его за разговором с соседом по палате. Асхат доказывал, что организаторов забастовки никто не нанимал:

- А лучшим доказательством этого служит тот факт, что организаторов выбрали сами рабочие открытым голосованием. И…

- Да погодите вы, - раздражённо перебил Асхата сосед, - откуда у них такие деньги? Они студентов нанимают, чтобы те им листовки разносили…

- С чего вы это взяли? – наморщил лоб Асхат.

- Сын у меня на музыкально факультете учится, только что в ватсап мне написал, что его сокурсница раздавала листовки, - торжествующе сказал сосед.

- Я могу внести некоторую ясность, - вступила в разговор Тася. – Это моя подруга, и она распространяет листовки бесплатно.

- И зачем ей это? – пожал плечами сосед.

- Хобби, - коротко бросила Тася, и повернулась уже к Асхату, чтобы рассказать про свою идею, как услышала самодовольное хрюканье:

- И зачем люди придумывают себе всякие хобби? Ну ладно там – вышивание или кулинария, а это зачем? Один листовки чужие распространяет, другой в горы лазит, третий волонтёром в «Камкор» идёт… Ненормальные какие-то, честное слово!

- А хобби – на то и хобби, чтобы быть странным, - ответила Тася. – Людям они нужны как раз для того, чтобы спрятаться от стандартизации жизни и от обывательского стремления к некоей усреднённой «норме».

- И потом, что же ваш сын не попробует сам на этом заработать? – спросил Асхат. – Деньги-то всем нужны?

Тася рассердилась не на шутку. Асхат испортил всё! Она уже было положила этого обывателя на обе лопатки, а этот непонятливый всё испортил!

- Неэтично это для нас, - ответил сосед. Этого ответа Тася боялась больше всего. Но тут она услышала голос Виталия, полный бодрящей насмешливости:

- А для проверки обратиться – просто для проверки – и спросить, сколько стоит услуга, то тоже неэтично? Давайте поспорим, что ему скажут – денег нет?

Не найдя, что ответить, сосед Асхата замолчал. Тася повернулась к другу, с трудом подавила в себе желание сделать ему выговор. Чтобы отогнать это желание понадёжнее она быстро проговорила:

- С работы меня выгнали сегодня, - заметив сочувствующий взгляд Асхата, Тася беззаботно сказала: - Да мне от этого ни холодно, ни жарко, давно хотела уволиться. Но вот газету покупала и подумала: А сколько таких предпринимателей есть, которые мошенничают. И мысль пришла ко мне в голову – сайт сделать в Интернете, с данными обо всех таких предпринимателях.

- Хорошая идея! – ответил Асхат. – Эх, выписаться бы скорее.

- Мы тоже этого ждём, - ответил Виталий.

Тася с Виталием вышли из больницы. Дул ветер – по-февральски холодный, пронизывающий. По белесовато-голубому небу плыли белые облака. Мороз, казалось, исходил отовсюду – и даже от солнца, уже отошедшего от зенита.

Тася вспомнила разговор с соседом Асхата о различных хобби, как тот делил их на «правильные» и «неправильные». Вспомнила, как Марзия недоумённо назвала её хобби «странным». Конечно, на самом деле ни у неё, ни у Таугуль не хобби – за хобби на лишения не идут. Но ведь потребность служить чему-то для этого типа – непонятна. Как и для Марзии.

А какое хобби у неё? Нет никакого – в этом она должна была себе признаться. Вот в школе – да, в школе у неё было хобби – всем одноклассникам помогала по всем предметам. Теперь тот опыт пригодился ей очень хорошо, несмотря на неприязненное отношение родителей, которые готовили её к роли домохозяйки при иностранном богаче.

«И пригодится ещё больше!» - решительно подумала Тася. Ей казалось, что она должна, обязана во что бы то ни стало доказать это этим ненавистным людям.

Придя домой, Тася сразу же села за телефон. Позвонив в редакции местных газет, она дала в них объявление о репетиторских услугах. Потом она позвонила детям Валентины Матвеевны и договорилась с ними о том, что те подтвердят её опытность, если будет надо.

Учеников себе Тася нашла только на следующей неделе. Это были два брата, 11 и 15 лет. Договорилась, что ходить к ним она будет два раза в неделю. «Пособия буду носить – какие-то новые, а какие-то б/у», - подумала Тася, раскладывая пособия, изготовленные в разное время для детей и внуков Валентины Матвеевны. Представление о их интересах и характерах Тася получила на собеседовании – пустенькие мальчики, избалованные родителями и няньками.

А тем временем, забастовка принимала всё более драматичный характер. Стачком в полном составе арестовали – за организацию «незаконной» забастовки. В срочном порядке был избран новый стачком, который возглавил – уступив воле забастовщиков, вопреки своему желанию – Тайхол Халиуллин.

Таугуль написала текст новой листовки. Пойти за ней и взять для распространения она не могла, потому что была занята срочной статьёй. Принести их Таугуль попросила свою сестрёнку, подумав при этом, как всегда: «Как хорошо, когда в семье есть младшие». Та вместе с листовками принесла записку от Халиуллина. В ней было написано: «Таугуль, я не знаю, как вы к этому отнесётесь, но я люблю вас. Ваш(?) Тайхол».

Таугуль написала ответ: «Я Вас тоже люблю, но я запрещаю – и Вам, и себе – думать об этом до нашей победы – полной или частично. Надеюсь, имею право».

Глава 11