Рыночная экономика значительно изменила жизнь населения, заставила его самостоятельно думать и самостоятельно принимать решения. В настоящее время человек должен хорошо разбираться в юридических вопросах, в экономике, финансовых вопросах, банковском деле, налогах, уметь работать на компьютерах и применять телефоны/смартфоны. Особые условия выживания реализовываются в режиме удаленного доступа к жизненно важным объектам.
Здесь возникают и непонимания и недопонимания, особенно в терминологии. В широких кругах обсуждаются понятия медицинская услуга и медицинская помощь. Представители разных специальностей объясняют эти термины по-разному. В одном из своих выступлений президент России назвал медицину творчеством, Представители научных кругов, учитывая потребность в развитии новых технологий, инновационных подходов, называют медицину наукой. Практические медицинские работники против применения термина «медицинская услуга», склоняются к применению термина «медицинская помощь», поскольку первое понятие воспринимается населением как прислужничество, угодничество.
Все эти понятия имеют право на существование. Вопрос только в том, в каком контексте они употребляются.
Термин «услуга» имеет общенародное употребление, и в словарях С.И. Ожегова, Д. Ушакова определяется как действие, приносящее пользу, удовлетворение потребностей, помощь другому человеку, в процессе которых не создается новый продукт.
Медицинская услуга вид медицинской деятельности, имеющей самостоятельное законченное значение и стоимостную оценку. Цены на услуги состоят из двух основных элементов: себестоимости и прибыли. Себестоимость определяется затратами медицинской организации, а прибыль – это результат деятельности медицинской организации и принадлежит государству (сокращения потерь по болезни и инвалидности, здоровый образ жизни).
В экономической литературе понятие “медицинская помощь” включает понятие совокупности медицинских услуг, поэтому имеет более широкое понятие и входит в состав «медицинская услуга».
При обращении в медицинское учреждение человек заключает договор на получение определенной медицинской услуги, которую оплачивает государство, либо, если услуга платная, то пациент. При этом пациент получает целый комплекс еще и других, например, консультационных, информационных, коммуникационных услуг.
В гражданском кодексе применяются понятия «услуги, работы, товары». Понятия помощи в нем не определено.
В законодательно-нормативных документах системы здоровья и здравоохранения, таких как федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», стандартах медицинской деятельности чаще применяется термин «медицинская помощь».
Таким образом, применение любых терминов необходимо уточнять их значение. Работника здравоохранения нужно спокойнее воспринимать неправильно употребляемые термины. Таким образом, будут достигнуты взаимопонимание, комфорт в общении медицинских работников и пациентами.
Можно ли считать причиной непонимания между медицинскими работниками и пациентами неправильное применение терминов?
Знаете ли вы еще такие случаи неправильного применения терминов, которые мешают общению людей?
Обсуждайте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.