Найти в Дзене
Игры и фильмы

Топ-11 лучших моментов Киновселенной Марвел

Да, непросто мне дался этот пост. Дело в том, что я очень сильно люблю Киновселенную Марвел. При всех ее огрехах, спорных решениях, косяках, конвейерности и некоторых откровенно неудачных фильмах. Мне слишком нравится то, что делают Кевин Файги сотоварищи, чтобы выбрать лишь 11 пунктов.

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Напомню: весь пост - исключительная субъективщина, так что альтернативным вариантам только рад.

11) «Я пришел договориться» («Доктор Стрэндж»)

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Начну с мелкой детали, которая произвела на меня большое впечатление. Дело в том, что фильмы Киновселенной Марвел редко дают зрителю что-то сильно нестандартное. Всё работает примерно по одной схеме, а зачастую даже сюжеты получаются чересчур похожими (я об этом писал в топе худших).
И почти всегда концовка фильма – это эпичный решающий бой с главным боссом с кучей спецэффектов, взрывов, выстрелов и/или маханий руками и ногами.
Фильм «Доктор Стрэндж» до определенного момента не собирался давать зрителю что-то новое. Та же история Железного человека 2.0, тот же злодей «как герой, но посильнее», тот же самовлюбленный засранец, переосмысливающий свои ценности.
Но все меняется, когда Стрэндж попадает к Дормамму. Я тогда задался вопросом: как доктор собирается побеждать это гигантское и с виду всесильное чудище? Он, конечно, крутой маг, но все еще начинающий. Неужто начнет кастовать заклинания и летать в воздухе?
Но все оказывается не так. Стивен играет с Дормамму в «купи слона», и такой элегантный и «безвзрывный» способ справиться с врагом мне пришелся очень по душе. Ну и финальный штрих – уничтожение Кецилия вместо долгой и муторной финальной битвы 2.0.

10) Мир иллюзий Мистерио («Человек-Паук: Вдали от дома»)

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Вот уж с чем у «Марвел» всегда всё было в порядке, так это с визуалом. Графика всегда оставалась на высоком уровне, кроме пары неудачных моментов. К примеру, Халк в сольнике с Нортоном еще недостаточно убедительно выглядит, ну и эффекты в «Противостоянии» местами подкачали, видимо, из-за спешки. В остальном все было прекрасно.
А вместе с хорошей графикой создатели всегда пытались добавить и интересных визуальных находок. Это могли быть как операторские решения (например, культовый пролет камеры в первых «Мстителях»), так и работа постановщиков. За десять лет мы увидели и величественные дворцы Асгарда, и квантовую реальность вместе с микромиром Человека-Муравья, и полет по зеркальному измерению Доктора Стрэнджа, и причудливые планеты Стражей Галактики, и даже поля Второй Мировой (пусть и комиксово-кремовые). Но, пожалуй, квинтэссенцией изобретательного визуала стал второй сольник Человека-Паука и иллюзии Мистерио.
Ну оно и понятно: иллюзии Мистерио – это спецэффекты в кино со спецэффектами, чтобы можно было смотреть спецэффекты, когда смотришь спецэффекты.
Очень эффектное представление мистических образов, их плавный переход в реальность, и как вишенка на торте – та самая пятиминутная сцена, которая уделывает весь фильм вместе взятый. Крутейший мир иллюзий от Мистерио. Жуткий, психоделичный и переполненный пасхалками.
Я когда вернулся из кино, первым делом нашел в сети экранку и пересмотрел эту сцену. Со мной такое было третий раз в жизни. Первые два – сцены с Ртутью в «Днях минувшего будущего» и «Апокалипсисе».

9) Смерть Человека-Паука («Мстители: Война бесконечности»)

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Конечно, тут нужно сделать оговорку. Все прекрасно знали, что почти герои вернутся к нам в заключительной части Саги Бесконечности. А уж в «окончательную» смерть Паучка никто не верил изначально – хотя бы потому, что уже был анонсирован его второй сольник. Но сделало ли это момент распыления хуже? Разумеется, нет. В конце концов, это ж экранизации комиксов, а в комиксах никто из знаковых героев надолго не умирает.
Ведь эта сцена была поставлена очень классно! Да вообще вся сцена распыления, не только Паука. Как герои один за другим красиво распадались в пыль. Кто-то в одиночестве, кто-то держа руку товарища, кто-то произнеся «я есть Грут»…
Ну и моментально ставшая мемом «мистер Старк, что-то мне нехорошо». Блестящий момент с потрясающей игрой Тома Холланда и Дауни-младшего. Бледное лицо Питера и последнее жалобное «простите»… Ух, каждый раз мурашки по коже.
Кто-то ругался на эту сцену за ее нелогичность, мол, все распадались быстро и молча, а Паркер еще и пострадать успел. Но лично мне наоборот, эта сцена показалась очень крутой и внимательной к деталям.
Я еще в кинотеатре подумал: герои быстро распадаются, но у Паучка же есть его знаменитое паучье чутье, он наверняка должен что-то почувствовать. И как же круто, что это было учтено! Если чутье подсказывает ему опасность, то как же ему должно было поплохеть перед такой жуткой и неизбежной смертью! Не знаю, задумывали братюни Руссо этот ход или так вышло ради эффектной сцены, но выглядело очень и очень хорошо.

8) Камео Стэна Ли (все 23 фильма)

Конечно, камео (коротенькие роли, в которых появляются известные личности) существуют уже много десятков лет. Например, Альфред Хичкок регулярно давал самому себе небольшие роли в собственных фильмах.
Однако именно Киновселенная Марвел и камео Стэна Ли вывели этот жанр на какой-то умопомрачительный уровень. Впервые старина Стэн появился еще в телефильме конца 80-х «Суд Невероятного Халка», однако до определенного времени он играл либо персонажа массовки на заднем плане, либо самого себя (например, в фильме «Тусовщики из супермаркета»).

Первым шагом для камео Стэна Ли как жанра искусства стал весьма посредственный фильм «Фантастическая четверка: Вторжение Серебряного серфера». В нем Стэн снова играет самого себя, но на этот раз в более ироничной манере. Охранник не пускает его на свадьбу, потому что не верит, что он на самом деле Стэн Ли. Впоследствии стеб над Стэном в необычных ролях стал практически обязательным. Он уже не был продавцом хот-догов в на заднем фоне, когда медузообразный сенатор Келли выходит из моря. Стэн получал смешные запоминающиеся образы и забавные реплики, а порой даже становится двигателем сюжета (фильм «Невероятный Халк»).
Многочисленные появления Стэна Ли в Киновселенной Марвел даже родили кинотеорию о связи его с расой Наблюдателей. А в «Стражах Галактики-2» Джеймс Ганн решил сделать фанатам приятное и своеобразно подтвердил эту теорию, связав воедино все два десятка ролей Стэна всего одной пятисекундной сценой.
Увы, в 2018 году Стэна не стало, и его роль в «Мстители: Финал» оказалась последней. В ней он предстал безбашенным хиппарем из семидесятых и попрощался со зрителями так, как и должен был: на позитиве и драйве.

7) Атмосфера «Стражей Галактики»

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Хочу пояснить. Я не считаю «Стражей Галактики» лучшим фильмом Киновселенной. Он входит у меня в число любимых, но не на первом месте. Однако я захотел его выделить с точки зрения грамотного построения сюжета, насыщенности и баланса.
Попытаюсь пояснить, что я имею в виду.
Дело в том, что фильмы Киновселенной Марвел порой очень завязаны друг на друге, и не посмотрев один из предыдущих, можно не до конца понять последующие. «Стражи Галактики» же – идеальный пример фильма, который может зайти как фанату франшизы, так и стороннему зрителю, который не видел КВМ раньше и не собирается смотреть в дальнейшем.
Более того, фильм может прекрасно зайти даже тем, кто не любит супергеройское кино. У меня, как минимум, есть трое знакомых, которые мало что видели из КВМ, но «Стражей» любят очень сильно.
И их есть за что любить! Тут вам и семейная драма, и погоня за сокровищем, и противоборствующие стороны, становящиеся друзьями, и приятный юмор, и даже неожиданный твист в конце (поединок танцем) плюс интересный задел на будущее. И, конечно, обаятельнейшие персонажи. Тот момент, когда Дракс был не просто комедийным фриком, а благородным воином с душевной травмой. Когда Грут был не ходячей рекламой мимими-игрушек, а гигантом-добрячком. Когда шутки были на любой вкус: и визуальные гэги, и игра слов, и отсылки, и слом ожиданий, и пикантный юморок. А не какашки или пенисы. Были же времена…
Увы, во второй части магия улетучилась. Такое впечатление, что после успешной первой части режиссер Джеймс Ганн получил полную творческую свободу и слишком уж ушел в отрыв. И это слегка подпортило фильм. К счастью, в «Войне бесконечности» и «Финале» Стражи снова стали теми, кем были в первом фильме. А поскольку диалоги с ними помогал писать сам Ганн, надежда на успешный триквел жива. Ждем 2021 год.

6) «Мстители! Общий сбор!» («Мстители: Финал»)

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Данная сцена стала самым ярким и наглядным примером того, как важно не спешить в построении сложной и разветвленной Киновселенной. Культовое «Avengers, Assemble!» ждали еще в первом сольнике о Мстителях. Но тогда создатели оставили зрителей без него. Все продолжили ждать. В «Эре Альтрона» в концовке зрителей даже подразнили этой репликой, оборвав ее титрами. В «Противостоянии» же героям, мягко говоря, не до «общего сбора» было. А в «Войне бесконечности» они так и не пересеклись в одной сцене.
И вот, перед финальной битвой с участием практически всех персонажей, в кульминационной сцене всей Саги Бесконечности приходит время этой реплики.
Вот как важно было выдержать нужную паузу, а не забрасывать зрителя сразу всем и побольше! Киновселенная Марвел развивалась аккуратно, осторожно, не бежала впереди паровоза. Время первого командного кино настало через четыре года после ее старта.

Фраза «Общий сбор» прозвучала в самое подходящее для этого время. Этот пункт моего рейтинга – не только о самой фразе, но и в принципе о поэтапном развитии КВМ.
Конкурентам из DC , стоило бы поучиться. Конкурентам, выпустившим «Бэтмен против Супермена» сразу вторым во вселенной, да еще и впихнув туда Чудо-женщину и Лекса Лютора, камео Аквамена, Киборга и Флэша, а заодно и смерть Супермена.
Фраза «Общий сбор» (ну или «К бою» в официальном дубляже) была произнесена в нужный, самый эпичный, самый кульминационный момент. Браво.

5) Злодеи третьей фазы

Поначалу за неудачных злодеев Марвел не пинал только ленивый. До определенного момента все как один говорили, что получился у студии только Локи, а остальные были бездарно слиты.
Однако в самом первом фильме третьей фазы наступил мощнейший перелом. На экранах появился Гельмут Земо. Казалось бы, как раскрыться обычному человеку без сверхспособностей, да еще и в фильме с такой плеядой любимых народом супергероев? Но братья Руссо выжали из героя абсолютный максимум. Пользуясь лишь знаниями и хитростью, обычный человек стравил непобедимых героев. И все это не в корыстных целях, а из мести, из внутренней боли после тяжелой утраты. Как же круто была сделана сцена с его «телефонным разговором»! Сперва мы слышим просто обычную беседу, не догадываясь, что услышали главную мотивацию Земо. А в конце все раскрывается. Очень и очень круто

Недаром я поставил Земо на второе место в списке злодеев КВМ. А вскоре он вернется к своей роли в сериале «Сокол и Зимний солдат», что лично меня не может не радовать.
И это не единственный удачный злодей третьей фазы. Так в Киновселенной в кои-то веки появилась парочка скрытых антагонистов. В «Тор: Рагнарек», очень неплохо смотрелась Хэла. В «Черной Пантере» потрясающе смотрелся Улисс Кло в исполнении Серкиса, а у Киллмонгера даже были своя философия и мораль. Да что там говорить: даже в проходном фильме «Человек-Муравей и Оса» у злодейки оказалась душевная боль и нормальная мотивация: выжить. Да даже она толком и злодейкой-то не была. И это в «филлерном»-то фильме!

Еще можно вспомнить грамотно раскрытых врагов Человека-Паука. В кои-то веки успешным актерам в ролях злодеев КВМ было что играть, и справлялись с задачей они великолепно.
Отдельно отмечу Стервятника в исполнении Майкла Китона. У него опять же есть мотивация и повод для злости. Он не хочет уничтожить весь мир, не стремится фанатично убить Человека-паука и нападает только когда тот мешает осуществлению его планов. Ну и шедевральная сцена в машине. Сперва Тумз вычисляет личность Паука своим УМОМ и наблюдательностью, а также умением сложить два и два. Не за счет избитого клише «у него такая же царапина», не за счет надписи на фотоаппарате «собственность Питера Паркера» (привет предыдущим экранизациям). А именно своим умом. Ну а затем он произносит жуткую и угрожающую речь, от которой сердце в пятки уходит. Круто, мощно и красиво.
Ну и в завершении пара слов о Таносе. Да, он появлялся и в предыдущих фильмах, но полноценную роль получил только в конце третьей фазы.
Танос великолепен. Это была пара слов о Таносе. Я решительно не знаю, что рассказать о персонаже, о котором рассказали уже примерно все.

4) Фильм «Первый Мститель: Другая война»

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

При выборе любимого фильма Киновселенной Марвел большинство зрителей называет «Железного Человека», «Стражей Галактики» или один из масштабных тим-апов. Более того, я скажу, что у меня «Мстители: Финал» не только любимое кино в серии, но и в принципе любимый супергеройский фильм в истории.
Однако я бы хотел отметить несколько недооцененный фильм, который сделал очень много правильных вещей и вообще незаметно начал новую веху и создал почву для множества важных аспектов.
Начну с глобального. Кино доверили снимать крутейшим братьям Джо и Энтони Руссо, и их я называю Коллективным Мессией КВМ. Впоследствии им доверили снять «Противостояние», а затем, после самоотвода Джосса Уидона – еще и «Войну Бесконечности» с «Финалом». Никто в КВМ не снимал больше двух фильмов (и то, два – только Фавро, Уидон и Уоттс), а братюни срежиссировали сразу четыре. И я не уверен, что Уидону удалось бы сделать то, что сделали Руссо, особенно после того, как в «Эре Альтрона» он существенно подсдулся.

Теперь пойдем по персонажам. Фильм умудрился сделать весьма клишированного и морально устаревшего Капитана Америку интересным героем. В кои-то веки Ник Фьюри получает наибольшее количество времени для раскрытия, существенно влияет на сюжет и даже успевает псевдоумереть. В остальных фильмах он чаще служит как человек-функция: ходить и говорить что-то эпичное. Вдумайтесь только: много экшна он получает только в двух фильмах: «Другой войне» и «Капитане Марвел». Ну и еще в одном эпизоде «Агентов ЩИТ» (там – едва ли не больше всего).

«Другая война» - хоть и сольник Кэпа, но все же отчасти и командное кино. А поскольку команда небольшая, другие персонажи получают больше времени на экране. Так в сюжете принимают активное участие не только Стив Роджерс и Фьюри, но и Черная Вдова, Сокол и Зимний Солдат (пока что не на той стороне).

После легкой и лайтовой первой фазы именно «Другая война» стала первым настоящим шагом к сгущению красок и нагнетанию мрачности и драматизма. Должен был стать «Железный человек-3», но в нем в итоге ограничились парой панических атак Тони.

И, наконец, сам сюжет: шпионский боевик, в который была умело вплетена супергероика плюс какой-никакой сюжетный твист (особенно если ты не читал комиксы, не смотрел мультики и не знаешь, кто такой Зимний солдат). Да, примитивный выверт с «Гидрой» слегка портит впечатление, но зато подано красиво – с олдовым компьютером-мозгом.

Когда «Другая война» только вышла на экраны, ее восприняли относительно спокойно: ну да, неплохой фильм, ну да, очередное творение Марвел. Но сейчас, по прошествии лет, я понимаю, что он стал эпохальным для Киновселенной. И не только для Киновселенной, но и для телесериала «Агенты ЩИТ». Но об этом чуть ниже.

3) Битва в аэропорту («Первый мститель: Противостояние»)

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Сложно добавить что-то после того, как эту сцену облизали и обласкали вниманием приблизительно все блогеры. Братюни Руссо после успешной пробы пера в «Другой войне» продолжили набирать обороты и выдали самую масштабную баталию в истории Киновселенной на тот момент. Впоследствии у них будут еще более эпичные и масштабные «Война Бесконечности» и «Финал», но на 2016 год «Противостояние» (или «Гражданская война», как в оригинале) было масштабнейшим и эпичнейшим. И к тому же это была не стандартная битва хороших с плохими, а бой хороших с хорошими.

А что особенно хорошо: при противостоянии хороших с хорошими не было показано, что эта сторона априори права, а эта – априори виновата. У обеих сторон конфликта были свои здравые и разумные аргументы и свои слабости. Потому во время битвы в аэропорту решительно не за кого было болеть.
Ну и конечно, именно в аэропорту в Киновселенной состоялся полноценный боевой дебют горячо любимого мной супергероя Человека-Паука, который немного разбавил довольно мрачное и серьезное повествование фильма.

2) Тони Старк. Железный человек. Полностью, весь

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Когда запускаешь такой амбициозный проект, как глобальная и масштабная комиксовая вселенная, очень важно попадание самым первым ходом. Не знаю, кто внес решающий вклад в решение утвердить на роль Тони Старка в очередной раз завязавшего наркомана и дебошира, но кастинг-директору первого «ЖЧ» «Дисней» обязан установить памятник.

Дауни-младший оказался стопроцентным попаданием в образ, эффектно крал шоу при всех своих появлениях, даже в 30-секундной сцене после титров, и внес едва ли не 50 процентов успеха Киновселенной на ее первом этапе.

Ну а вся Сага Бесконечности по факту оказалась не охотой за магическими камнями, а историей становления Железного человека. Мифом XXI века. Перед нами предстал сперва самовлюбленный повеса и бабник, который прошел долгий путь от секса со всеми 12 «Плейбой»-моделями месяца до трогательного посмертного видеообращения к друзьям, жене и дочке.
Тони Старк был разным. Был веселым балагуром, был травмированным, был слабым, был сильным, был драматичным, был добрым, был обозленным, но главное – был живым. Кто-то из моих подписчиков отметил, что ему не понравился образ Железного человека из второго фильма, но по мне это было очень классное развитие персонажа. Узнав, что металл в его груди токсичен и постепенно отравляет его, Тони решил уйти «во все тяжкие» и заодно отвадить от себя друзей, чтобы им не так жалко было его терять. Даже в слабом третьем сольнике Тони снова на высоте – там он реально показал, «кто он без своего костюма».

«Первый Мститель: Противостояние» по идее был посвящен Капитану Америка – ведь именно он был в заголовке фильма. Но харизма, обаяние и аргументы Тони Старка заставили чашу весов колебаться где-то посредине.

Небольшое появление Железного человека в «Человеке-Пауке» помогло и фильму, и персонажу твердо встать на ноги и вписаться в киновселенную.

Ну а его жертва в конце, его «I… am… Ironman!» - это была красивая финальная точка. От «я не собираюсь жертвовать собой ради вас» до самоотверженного щелчка пальцами.

А самое приятное – сценаристы дали все-таки герою ПОЖИТЬ. Как часто бывает у супергероев: вся их жизнь – сплошные битвы, сражения и преодоление невзгод в угоду зрителю. И до выхода «Финала» мне было жаль, что Тони так и погибнет, вечным солдатом в броне (а о том, что он погибнет в «Финале», знали, наверное, все). Но нет, ему дали кусочек счастья. Тони пожил в свое удовольствие с любящей женой и милой дочуркой (мимимишность которой была сюжетно оправданна, а не как часто бывает с приторно милыми персонажами).
Да даже саундтрек именно у Железного человека вышел наикрутейшим во франшизе. При всей моей любви к Awesome Mix «Стражей Галактики», музыка AC DC вышла самой крутой.
Кстати, когда я готовил этот материал, в расширенном списке пунктов были также «химия между Тони и Пеппер», «щелчок Тони» и «признание «я - Железный человек». В итоге я просто объединил все пункты в один. Просто Тони Старк. Так просто Железный человек. Гений, миллиардер, плейбой, филантроп. Герой.

1) «Мстители: Война Бесконечности», «Мстители: Финал», «Сага Бесконечности» и сама Киновселенная Марвел

Взято из открытого источника Яндекс Картинки.
Взято из открытого источника Яндекс Картинки.

Спокойно, не спешите недоумевать. Сейчас поясню.
У Истинных Ценителей Кино принято негативно относиться к фильмам Киновселенной Марвел. Дескать, это не искусство, а жвачка, «мультики для малышей», дегенератское развлечение, то ли дело фильмы Кубрика, Скорсезе, Хичкока, Линча, нужное вставить.
Ну да с ними все понятно. К сожалению, похожие высказывания можно услышать и у более лояльных зрителей и даже поклонников кинокомиксов. Мол, вот то ли дело «Темный рыцарь» и «Хранители», это вот Кино, не то, что эти ваши мурвелы для дошкольников.
И я решительно не понимаю таких людей. Дисней и Марвел подарили нам масштабнейшую киносагу века, приятное времяпрепровождение для всех возрастов. В этих фильмах есть всё и на любой вкус. И юмор, и драма, и эмоции, и экшн. Ну «мяса, матюков и голых сисек» нет, в понимании некоторых только это делает фильм «взрослым».
Сейчас Киновселенную Марвел называют конвейером с незапоминающимися фильмами. Но мне кажется, ее ценность будет по достоинству оценена через 20-30 лет. Поверьте: пройдет время, Киновселенная закончится (а она когда-нибудь закончится), фильмы «настоятся», и мы будем их вспоминать с исключительной теплотой, как сейчас поколение вспоминает ту же поттериану, несмотря на ее огромное количество недочетов. Как вспоминают боевики восьмидесятых, при всех их косяках. Киновселенная Марвел уже вдохновила многих авторов и киноделов, и будет вдохновлять в дальнейшем.
Будем надеяться, вся эта пандемичная хрень поскорее спадет, и мы-таки дождемся новой главы– «Черной вдовы». Ну а пока сидим в изоляции – самое время пересмотреть предыдущие 23 фильма этого дорогостоящего эпичного и выдающегося киносериала. От слов «как будто вы меня под трибунал везете», до возгласа «какого…?». Приятного просмотра:)

P.S. Пишите в комментариях: а что в Киновселенной Марвел больше всего любите вы? Фильмы, персонажей, может, отдельные сцены или реплики? Жду ваших отзывов!