Как наконец полюбить себя и перестать тратить свою жизнь на уборку.
Мой опыт спустя 9 месяцев.
Систему Флайледи придумала в 1999 году домохозяйка Марла Силли, после того, как от неё ушёл муж. Тогда она решила навести порядок в своём доме и изменить себя.
В переводе с английского аббревиатура FLY ("Finally love yourself") означает "Наконец-то полюби себя".
Марли придумала систему, с помощью которой дом можно содержать в чистоте и порядке, а у женщины есть время на заботу о себе, своих родных, увлечения, отдых и т.д.
Главный принцип школы Флайледи - разделить квартиру на зоны или комнаты и убираться в одной зоне в течение одной недели не более 15 минут в день. Также Марли ввела понятия утренние и вечерние рутины, островок чистоты, горячие точки, буги в 27 бросков, заповеди Флайледи, благословение дома, контрольный журнал.
Я узнала про систему Флайледи несколько лет назад и сначала она очень вдохновила меня. Но в итоге я быстро всё забросила. В конце 2019 года я прочитала книгу Ирины Соковых "Счастливая хозяйка. Как всё успеть". Ирина адаптировала американскую систему под российский менталитет, быт, особенности наших квартир. Тогда я решила снова ввести систему Флайледи в свою жизнь.
Ирина предлагает более гибкий подход. Вы создаёте собственную систему, которая будет работать для вас и вы не захотите её забросить.
Я придумала такую систему для себя. Несколько пробных месяцев в конце 2019 года и с января 2020 я навожу порядок в доме по системе Флайледи, которую иногда корректирую.
Моя основная концепция - это рутины или ритуалы, кому как больше нравится. В моей системе уборки есть:
- каждый день: утренние и вечерние рутины;
- 1 раз в неделю: рутины по дням недели;
- рутины по зонам 1 раз в месяц;
- рутины по зонам 1 раз в квартал.
Может показаться сложным, но на самом деле всё очень легко и просто. В моём доме мало вещей, я периодически расхламляюсь, очень долго решаюсь что-то купить, чтобы не захламлять дом. Поэтому убираться в моём доме не сложно.
Кто-то любит строгий план на год, где каждый день расписан. Мне подходит гибкая система планирования. Есть строгие рамки, но внутри рамок я могу свободно передвигать дела. Но есть одно правило, которое лучше соблюдать: пропускать можно не больше 1 раза.
Теперь подробнее про мою систему уборки Флайледи.
1. Утренние и вечерние рутины.
Это то, что я делаю КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Ради этих рутин я и решила снова попробовать убираться по плану.
Я живу с сыном и кошкой, и в какой-то момент я поняла, что хочу ходить босиком по квартире, а для это пол нужно пылесосить чаще 1 раза в неделю. И я стала думать как мне это лучше делать: утром или вечером и в какое время. Попробовав по-разному, я поняла, что для меня оптимально делать это каждый день утром, лучше до завтрака.
Все утренние и вечерние рутины отнимают не больше 15 минут (я засекала), но ощущение дома и себя после уборки совершенно другие.
Мои утренние рутины: пропылесосить, протереть зеркала, пыль, унитаз, раковину, разобрать горячие точки.
Мои вечерние рутины: помыть посуду, помыть раковину на кухне, прибраться на кухне, налить воды в фильтр и чайник, разложить вещи по своим местам.
2. Рутины по дням недели.
Каждый день к моим ежедневным утренним и вечерним рутинам присоединяется 1 дело, в зависимости от дня недели.
В понедельник я уделяю чуть больше времени 1 комнате в квартире, во вторник мою полы, в среду - дело, которое нужно выполнить 1 раз в квартал, в четверг - санузел, в пятницу день стирки, а в субботу день глажки. Воскресенье - выходной.
3. Рутины по зонам 1 раз в месяц.
По понедельникам после того, как я сделала все утренние рутины, я уделяю еще 15 минут какой-то определенной комнате. И делаю в этой комнате генеральную уборку. Но поскольку, тщательно убраться нужно только в одной комнате на неделе, получается быстро и не тяжело.
Получается за весь месяц я тщательно убираюсь во всех комнатах. Каждой неделе выделена своя комната, а если в месяце 5 недель, то я разбираю на телефоне фото, приложения, подписки и т.п.
4. Рутины по зонам 1 раз в квартал.
Дела по дому, которые я выполняю 1 раз в квартал. Это гибкий график, у меня есть список дел, которые мне надо в этой зоне сделать, но нет четкой привязки в какой день. Я делаю по настроению, главное точно сделать в этом квартале.
Как это происходит на практике.
Вся система у меня записана, я её корректирую по необходимости. Каждый месяц при заполнении еженедельника я вписываю в отдельное окошко в какой комнате я буду делать генеральную уборку в понедельник и какое дело из списка дел "1 раз в квартал" я хочу сделать на этой неделе в среду. Остальное я и так помню.
Таким образом уборка на этой неделе выглядела так:
- понедельник: 15 минут утренние рутины + 15 минут генеральная уборка в ванной и прихожей + 10 минут вечерняя рутина;
- вторник: 15 минут утренние рутины + 15 минут помыть пол + 10 минут вечерние рутины;
- среда: 15 минут утренние рутины + 15 минут расхламить шкаф в прихожей + 10 минут вечерние рутины;
- четверг: 15 минут утренние рутины + 15 минут помыть ванную и туалет + 10 минут вечерние рутины;
- пятница: 15 минут утренние рутины + постирать одежду + 10 минут вечерние рутины;
- суббота: 15 минут утренние рутины + погладить одежду + 10 минут вечерние рутины;
- воскресенье: 15 минут утренние рутины + 10 минут вечерние рутины.
На первый взгляд может показаться, что на уборку надо тратить много времени каждый день. Но на самом деле я написал время даже с запасом.
Весь фокус состоит в том, что в какой-то момент рутины становятся такой обыденностью, что ты их не замечаешь и делаешь на автомате. Это как почистить зубы, вы же не думаете: "Ну воот.. надо встать с кровати...пойти в ванну....". Делаете не задумываясь, но поддерживаете здоровье зубов. Так же и с рутинами.
Двигайтесь маленькими шажками и у вас все получится.
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, если вам интересна тема организации, планирования и жизни в стиле минимализм.