У каждого ребенка свой темп развития, и конечно, в нормах всегда есть разброс, потому что один младенец уже в пять месяцев умеет ползать на четвереньках, а другой осваивает этот навык только после года. При этом оба здоровы и счастливы. Поэтому лучше ориентироваться на статистические данные о том, в каком возрасте большинство детей овладевают тем или иным умением. Вот например, исследование ВОЗ, в котором наблюдали детей первых двух лет жизни и фиксировали, в каком возрасте они научились сидеть с опорой, стоять с опорой, ползать на четвереньках, ходить с поддержкой, стоять самостоятельно и ходить самостоятельно. Наблюдения проводили как врачи, так и сами родители, и в результате сформировали окна развития для каждого из шести этих навыков:
https://www.who.int/childgrowth/standards/Windows.pdf
А вот расширенный список навыков для детей от двух месяцев до двух лет из книги Swaiman's Pediatric Neurology.
Этот список вызывает намного больше беспокойства. Например, навык сидения без поддержки согласно ему должен появиться уже в семь – восемь месяцев. Что делать родителям, если ребёнок не начал сам сидеть в восемь месяцев? Смотрим на исследование ВОЗ и видим, что к восьми месяцам только 95% детей освоили этот навык. Оставшиеся научатся этому в следующие полтора месяца. И только совсем небольшое количество детей с неврологическими проблемами (которые вероятно, уже были обнаружены на предыдущих осмотрах) так и не научится сидеть в этот временной промежуток.