Влияние IT на медицину настолько велико, что к 2030 г. медучреждения перейдут на качественно иной уровень: станут активно использовать ИИ, технологии дополненной реальности, блокчейн и даже квантовые вычисления. Резко вырастет роль дистанционных методов лечения, самодиагностики и автоматизации процессов клинической практики.
К таким выводам пришли эксперты из консалтинговой компании Accenture и проекта Aruba, анализирующие отраслевые тренды.
Искусственный интеллект уже влияет на организационные и управленческие механизмы в больницах. Роботы вместо людей: данный тренд приходит и в здравоохранение. Call-центры с первичным контактом с пациентами, проведение платежных операций, заполнение медицинских карт, удаленное сопровождение процесса лечения (напоминание забывчивым пациентам о приеме и лекарств, об их дозировке, опросы, рекомендации и т. д.) – «цифра» постепенно заменяет рутинные человеческие действия.
По-новому будет организовано рабочее место врача. Интеллектуальное рабочее пространство будут состоять из мобильных устройств, интегрированных в облачные решения, и «интернета вещей».
Сертифицированные медицинские приборы с доступом в интернет позволят лечащему врачу дистанционно контролировать состояние пациента. Другой стороной активного внедрения гаджетов станет увеличение роли самодиагностики. Пациенты смогут самостоятельно собирать и передавать в медцентр данные (ЭКГ, ЧСС, давление, уровень сахара и пр.) и, возможно, проводить диагностику широкого спектра заболеваний в домашних условиях без посещения больницы.
Широкое внедрение смартфонов и датчиков контроля показателей здоровья приведет к созданию «больницы будущего», где большая часть процедур будет осуществлена автоматизированно, без участия людей. Когда пациент входит в такую больницу, в приемном отделении за 20 сек будут собраны базовые данные (пульс, температура, частота дыхания, давление, ЭКГ). Собранные сведения помогут определить приоритетность оказания медицинской помощи тому или иному пациенту.
Сегодня до 70% рабочего времени врачи и медсестры тратят не на лечение, а на ведение административной деятельности (заполнение карт и пр.). Оцифрованные медкарты пациентов будут интегрированы в мобильные устройства врачей, что позволит автоматически обновлять информацию о состоянии здоровья и плане лечения. Медики смогут оперативно получать полные данные в реальном времени, а использование автоматизации позволит больше времени на общение с пациентом.
Повысить показатели экономической эффективности здравоохранения должны повысить технологии распределенного реестра (DLT). Блокчейн станет важной частью оплаты медицинских услуг и управления идентификацией. Варианты использования DLT широки: от страхования до контроля учетных данных и ID пациентов.
Дополненную и виртуальную реальность (VR\AR) активно используют многие научно-медицинские центры. Идеология VR\AR максимально близка к 3D-моделированию, и в медицине оба передовых направления воспринимаются как единое целое. Сложно сконструировать искусственный орган, предварительно не «отрисовав» его. Пористые титановые протезы, созданные на основе 3D-моделирования, с 2012 г. применяются в стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, эндопротезировании, онкологии и др. Компания Zygote Medical Education используют решения VR для точного анатомического 3D-моделирования, что востребовано для подготовки специалистов. Не только Запад демонстрирует яркие достижения в этой области. Нижегородские специалисты Лаборатории аддитивных технологий Приволжского исследовательского медуниверситета разработали технологию 3D-протезирования с помощью костнозамещающих имплантов. Ортезы прошли апробацию и начали применяться в практике лечения онкологии костных тканей.
Казалось, что общего между квантовыми вычислениями и медициной? В перспективе новые математические подходы будут использованы в детальном изучении генома человека, что поможет одержать победу над раком, ВИЧ, болезнью Альцгеймера и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Квантовые вычисления приведут практическую медицину к границам познания. Одна из наиболее захватывающих тем: нахождение генетических причин бессмертия.