Привлекали ли когда-нибудь ваше внимание натюрморты в картинных галереях, где изображены мертвые, разделанные, приготовленные животные? Да-да, такое тоже рисуют. Если вы удивлены, то вот моя статья, где я расскажу о том, что все это обозначает.
Можно понять, почему рисуют цветы: увядание молодости красоты, плюс язык цветов, формировавшийся долгие века (в том числе и на картинах). Но зачем же рыба, мясо, мертвая птица?
В мясной лавке
Как ни странно, мясо — представитель стихии земли. Существует множество натюрмортов с таким названием, и мясо здесь может играть как положительную роль, так и наоборот.
Например, очень часто оно представляет чревоугодие (один из 7 смертных грехов). Тогда картина носила нравоучительный и морализаторский характер.
Если на картине вместе с мясом появлялась рыба (об этом подробнее дальше), то трактование становилось религиозным. Рыба — символ христианства, так как именно ей Иисус накормил голодающих людей, шедших за ним. Вкупе с обстановкой мясной лавки, картина должна была донести зрителю, что беспокоиться нужно не о мимолетных удовольствиях, а о спасении души.
В рыбной лавке
Раз уж разговор зашел о рыбе... Рыба была представителем еще одной из первостихий, а именно, воды. Пока все логично.
Иногда обилие и разнообразие продукта могло просто говорить о богатствах края (например, Фландрии).
Часто рыба имела религиозный подтекст. Тогда она изображалась вместе с хлебом и вином (атрибутами причастия).
Если же вино заменить на водку, то получится так называемый «Типично русский натюрморт». Алкогольный напиток изображался среди обилия закусок. Эта тема стала очень популярна в 20 веке.
Помимо рыбы на натюрмортах можно найти также раковины моллюсков и устриц. Раковины означали бренность жизни, ее быстротечность, старение и смерть.
Устрицы были символами похоти. Из можно найти и в «Мясной лавке», где похоть противопоставляется праведности. Еще одним распространенным сюжетом, где можно было найти этих водных жителей называется «Завтрак». Устрицы обладали эротическим подтекстом (ведь и Венера родилась из морской раковины).
Поэтому часто на столе они соседствовали с вином и фруктами, чтобы создать обстановку «борделя» и порицать ее. Если же рядом был хлеб (символ христа), нож (символ жертвы) или лимон (символ предательства), то картина уже приобретала другой смысл.
Битая дичь
Птица — символ стихии воздуха. Мертвые птицы, согласно с законами композиции лежащие на столе, должны напомнить зрителю о бренности жизни, о ее быстротечности. Таких трактовок у предметов на натюрмортах много, так как тема смерти очень сложна, о ней страшно было говорить напрямую, но с помощью символов объяснить ее и принять было легче.
А что же с огнем?
Здесь информации не так много. Чаще всего символом огня был хлеб (так как произрастает он благодаря силе солнца). И, как уже написано выше, хлеб связан с таинством причастия. Колосья пшеницы означали перерождение.
Натюрморты с аллегориями на стихии были некими «сериями». Такими собраниями их покупали и вешали в доме. Это было что-то похожее на «Времена года», только «Стихии».
Если вам было интересно, читайте также мою рубрику про женщин, изменивших и потрясших мир искусства (например, остросоциальными работами 20 века или мрачными картинами эпохи барокко). Также, если вам интересны символы в искусстве, прочитайте о павлине и его «вкладе» в живопись.
Какая трактовка показалась вам наиболее странной или неожиданной? Пишите в комментариях!)