Найти тему
От ума/Без ума

О том, что значат предметы на столе

Привлекали ли когда-нибудь ваше внимание натюрморты в картинных галереях, где изображены мертвые, разделанные, приготовленные животные? Да-да, такое тоже рисуют. Если вы удивлены, то вот моя статья, где я расскажу о том, что все это обозначает.

Можно понять, почему рисуют цветы: увядание молодости красоты, плюс язык цветов, формировавшийся долгие века (в том числе и на картинах). Но зачем же рыба, мясо, мертвая птица?

В мясной лавке

Франс Снейдерс "В мясной лавке"
Франс Снейдерс "В мясной лавке"

Как ни странно, мясо — представитель стихии земли. Существует множество натюрмортов с таким названием, и мясо здесь может играть как положительную роль, так и наоборот.

Например, очень часто оно представляет чревоугодие (один из 7 смертных грехов). Тогда картина носила нравоучительный и морализаторский характер.

Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет
Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет

Если на картине вместе с мясом появлялась рыба (об этом подробнее дальше), то трактование становилось религиозным. Рыба — символ христианства, так как именно ей Иисус накормил голодающих людей, шедших за ним. Вкупе с обстановкой мясной лавки, картина должна была донести зрителю, что беспокоиться нужно не о мимолетных удовольствиях, а о спасении души.

В рыбной лавке

Раз уж разговор зашел о рыбе... Рыба была представителем еще одной из первостихий, а именно, воды. Пока все логично.

Иногда обилие и разнообразие продукта могло просто говорить о богатствах края (например, Фландрии).

Франс Снейдерс "В рыбной лавке"
Франс Снейдерс "В рыбной лавке"

Часто рыба имела религиозный подтекст. Тогда она изображалась вместе с хлебом и вином (атрибутами причастия).

Питер Клас "Завтрак"
Питер Клас "Завтрак"

Если же вино заменить на водку, то получится так называемый «Типично русский натюрморт». Алкогольный напиток изображался среди обилия закусок. Эта тема стала очень популярна в 20 веке.

Маланчева Ольга "Русский завтрак"
Маланчева Ольга "Русский завтрак"
Петр Кончаловский "Натюрморт с заварным чайниками"
Петр Кончаловский "Натюрморт с заварным чайниками"

Помимо рыбы на натюрмортах можно найти также раковины моллюсков и устриц. Раковины означали бренность жизни, ее быстротечность, старение и смерть.

Устрицы были символами похоти. Из можно найти и в «Мясной лавке», где похоть противопоставляется праведности. Еще одним распространенным сюжетом, где можно было найти этих водных жителей называется «Завтрак». Устрицы обладали эротическим подтекстом (ведь и Венера родилась из морской раковины).

Виллем Калф "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины"
Виллем Калф "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины"

Поэтому часто на столе они соседствовали с вином и фруктами, чтобы создать обстановку «борделя» и порицать ее. Если же рядом был хлеб (символ христа), нож (символ жертвы) или лимон (символ предательства), то картина уже приобретала другой смысл.

Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой
Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой

Битая дичь

Франс Снейдерс "Натюрморт с лебедем"
Франс Снейдерс "Натюрморт с лебедем"

Птица — символ стихии воздуха. Мертвые птицы, согласно с законами композиции лежащие на столе, должны напомнить зрителю о бренности жизни, о ее быстротечности. Таких трактовок у предметов на натюрмортах много, так как тема смерти очень сложна, о ней страшно было говорить напрямую, но с помощью символов объяснить ее и принять было легче.

А что же с огнем?

Лусиентес Франсиско де-Гойя, Натюрморт с фруктами, бутылками, хлебом.
Лусиентес Франсиско де-Гойя, Натюрморт с фруктами, бутылками, хлебом.

Здесь информации не так много. Чаще всего символом огня был хлеб (так как произрастает он благодаря силе солнца). И, как уже написано выше, хлеб связан с таинством причастия. Колосья пшеницы означали перерождение.

Натюрморты с аллегориями на стихии были некими «сериями». Такими собраниями их покупали и вешали в доме. Это было что-то похожее на «Времена года», только «Стихии».

Если вам было интересно, читайте также мою рубрику про женщин, изменивших и потрясших мир искусства (например, остросоциальными работами 20 века или мрачными картинами эпохи барокко). Также, если вам интересны символы в искусстве, прочитайте о павлине и его «вкладе» в живопись.

Какая трактовка показалась вам наиболее странной или неожиданной? Пишите в комментариях!)