Так уж получилось, что мне посчастливилось начать службу в ПДР ВДВ, а продолжить в СпН ВДВ. Сегодня я расскажу, чем принципиально отличалась служба в парашютистах и в разведчиках.
1. Боевые офицеры
В роте "пэдэров", где я начал службу, мне повезло с офицерами – многие из них были боевыми, даже среди сержантов-контрактников были два старых вояки, прошедшие еще чеченскую кампанию. Но вот в соседнем батальоне, который наши боевые офицеры называли паркеточным, боевых офицеров почти не было, а все сержанты были молодняк – контрактники, зачастую моложе срочников. Сразу скажу, что служба с вояками очень сильно отличается от службы с небоевыми командирами – принципиально (наверное, об этом я отдельную статью напишу). Так вот, в спецназе у нас 100% офицерского состава (я про свою роту, но в батальоне в целом почти так же) и большая часть сержантов были боевыми.
2. Боевая подготовка
В ПДР большую часть учебного времени отводили парашютной подготовке и строевой. На стрельбы выезжали редко – пару раз в месяц. Интенсивные стрельбы и тактические учения были только на батальонных учениях в полях, куда мы за 3 месяца службы успели выехать только два раза по две недели. В Спецназе строевой подготовки почти не было (я серьезно!), а парашютная подготовка проводилась только непосредственно перед прыжками, но зато мы каждую пятницу на целый день выезжали на стрельбище, а иногда и два раза в неделю. За первый месяц службы в спецназе я отстрелялся на порядок больше, чем за 3 месяца службы в ПДР. Кроме того, мы чаще выходили в лес. В ПДР выходы были либо ротные, либо батальонные. В Спецназе же выходы делали группами (взводами) – как привило, на выходные. Вообще, что принципиально, в Спецназе подготовка, особенно тактическая, проходила как бы отдельно с каждой группой (взводом) – то есть почти индивидуальная подготовка, в то время как в ПДР боевая подготовка проводилась комлексно всей роты или батальона. Понятия "батальонное учение" за 8 месяцев службы в спецназе у нас так и не было.
3. Арсенал
Это, пожалуй, самое крутое в СпН! В ПДР мне довелось пострелять только из трех видов оружия: АК-74 без подствольного (он был только у контрактников), ПКП и однажды из РПГ-7. В Спецназе арсенал был намного шире: помимо штатного Калашникова, почти на каждых стрельбах доводилось взять в руки что-то из: ПКП, РПГ-7, РПГ-18, Винторез, СВД, ВСК-94 , АГС-17, РГ-6 , Гп-25 и даже короткий ствол – Ярыгина, Макарова и ПБ и, однажды, нам дали пострелять из иностранного оружия, названия я уже не вспомню, но было что-то похожее на М16 и иностранный пулемет. Кроме того, нас учили правильно закладывать противопехотную и противотанковую мины, МОНки и делать самодельные.
4. Физическая подготовка
В ПДР вся физическая подготовка ограничивалась спорт-массовыми мероприятиями по воскресеньям и утренней зарядкой. Была в роте тренажерная комната (мне еще повезло, в некоторых ротах был только тренажерный уголок), где можно было уделять время личной физической подготовке. Только вот для срочника личного времени почти не было – за 3 месяца службы в ПДР у нас всего пару раз была возможность отправиться в эту самую комнату качаться. Утренняя зарядка ограничивалась двухкилометровым бегом и 15-минутным занятиями на брусьях. На спорт-массовых занятиях мы либо играли в футбол, либо устраивали спортивные соревнования подобно школьным: челночный бег, лесенки на подтягивание, метание снарядов, прыжки на расстояние. В Спецназе мы каждое утро пробегали по 5 км, на брусьях занимались по полчаса, более того, каждый поход в столовую (кроме завтрака) проходил через брусья (командир грозился никого не допускать в столовую, пока не подтянешься минимум 15 раз). Но и вечером перед сном нас выгоняли на брусья. Спорт-массовые в Спецназе также были по воскресеньям, только это был не футбол – либо выходили на беспрерывный бег по пересеченной местности в выкладке (бронежилет, каска, автомат и рюкзак набитый ОЗК и проч) – бегали примерно по два часа без остановок в среднем темпе (иногда в противогазе, но не весь маршрут), по-моему, пробегали так по 20-30 км (могу ошибаться), либо уходили в зал и занимались рукопашной. А вот чего не было в Спецназе – это тренажерной комнаты (даже уголка), не знаю, специально так было задумано или просто решили, что нет в этом смысла, но тягать железо в Спецназе было негде.
5. Боевое братство
В Спецназе оно было сильнее, чем в ПДР. Отчасти из-за того, что коллектив был меньше (48 в СпН против почти стони солдат в парашютистах), а отчасти из-за просвет- и воспитательных работ командиров. В ПДР воспитательные работы ограничивались показом патриотических фильмов по воскресеньям, в Спецназе киноклуба не было, но была аудитория, где нас собирали офицеры (как правило, это был замкомбата – старый подполковник, который еще Афган пройти успел), рассказывали нам про войну, про боевое братство и много-много еще чего. Как я уже писал выше, занятия в СпН больше были групповые и индивидуальные - например, обычное дело, если командир группы брал нас на двухдневный выход в лес всего с одной коробкой сухпая (которая рассчитана на 1 день) отдельно от роты. Обычно уходили в субботу после обеда и возвращались на ужин в воскресенье. Жили мы в шалашах, разводить костер по ночам не разрешалось, дежурили по очереди. На таких выходах нас учили разводить костер (с помощью ПБ), быстро возводить компактные и малозаметные шалаши, проводили тактические ученья по устраиванию засад или диверсий. Подобные занятия, помимо прочего, очень сильно сближали нас внутри группы. А по ночам в шалашах командир постоянно поднимал темы о девушках, семье и друзьях и проч. Как выражался он: каждый из нас должен был знать чем срёт и на что дрочит товарищ!
Если вам понравилась статья –ставьте класс и делитесь с друзьями. Если хотите еще статьи про мою службу в СпН – пишите об этом в комментариях, а также делитесь о том, где и как проходила ваша служба
P.S. все изображения взяты из открытого доступа в интернете