(Woodland, 2018, Канада)
Хайда-Гуай!
Ни о чём вам это не говорит? Немудрено: до 2010-го года тот архипелаг у западного побережья Канады назывался "Островами Королевы Шарлотты", а теперь его переименовали на языке местных индейцев хайда.
И не благодарите меня, донесшего до вас сию, бесспорно, ценнейшую информацию. Благодарите режиссёра/сценариста Джона Сильверберга, который своим фильмом "Woodland" познакомил меня с этой достопримечательностью своей сурово-нордической родины. И он не прочь познакомить с Хайда-Гуай и вас. Разве что при одном условии: если вы готовы заодно оценить рассказ, который Джону не терпится донести до ваших глаз и ушей.
Обязан предупредить: любителям экранного драйва в эту медитативно-вялотекущую историю лучше не соваться - ничего кроме разочарования она вам не подарит. А "быстрой" она и быть не может, ведь её главный герой, 28-летний фотограф Джейк не выпускает из зубов самокрутку с релаксирующей начинкой. Причём Сильверберг и его команда, кажись, делали на съёмках то же самое, что красноречиво отразилось и на темпе сюжета, и на его художественном стиле. А также на ракурсах, с которых нам показывают острова Хайда-Гуай в туристическое межсезонье: безлюдные, туманные и мрачные, где и впрямь трудновато робинзонить на трезвую голову.
Разумеется, Джейк прилетел сюда, на западный край канадского света, не только затем чтобы бухать, попыхивать самокруткой и заваливать горизонт на своих пьяных фотоснимках. С чего вдруг он нанялся на работу помощником смотрителя местного турзаповедника, этот секрет нам раскроют ближе к финалу. А покамест Джейк, высаженный на острове пьяным пилотом (трезвенникам в этом сюжете не место), быстро находит язык со своим начальником, смотрителем Спарки. Который - да кто бы сомневался! - тоже большой любитель пускать дым и квасить горячительное; последнее он варит сам прямо на рабочем месте.
Удивительно, но о работе Спарки и Джейк тоже не забывают! Более того, оба даже встают по часам, хотя здесь их никто не контролирует - связь с цивилизацией они поддерживают через радиопередатчик (дело происходит в 1989 году). А Джейк попутно с работой ещё и успевает щёлкать фотоаппаратом направо и налево. После чего запирается в тёмном контейнере со своим оборудованием, где проявляет фотоплёнки и печатает олдскульные чёрно-белые снимки.
Казалось бы, что в этой островной идиллии может вдруг пойти не так? Тем не менее может - вспомните близкородственное "Леса́м", "Сияние" гражданина Кубрика.
Сильверберг разыгрывает перед нами похожую сюжетную карту. Только по причине своего микроскопического бюджета делает он это без буйства спецэффектов и иных хоррор-прелестей. А по причине того, что и герои, и съёмочная группа употребляли сыпучий "реквизит" из одного мешка, характер у здешней "мистики" тоже, мягко говоря... специфический. Хотя с художественной точки зрения и красивый - спасибо впечатляющим ландшафтам Хайда-Гуай и умению Сильверберга рулить квадрокоптером.
***
В общем, за внезапное, но приятное знакомство с бывшими островами Королевы Шарлотты Сильвербергу моя огромная и заслуженная благодарность. Только вот "напугательную" историю на фоне столь шикарной натуры можно было бы рассказать и живее, и интереснее. А также - более внятно, ради чего Джону надо прекратить совмещать съёмочный процесс со злоупотреблением "мистической" растительности и иных творческих стимуляторов. Потому как мужик он явно не бесталанный и в целом имеет представление, как делать мрачное кино подобного толка.