По заказу дочерней компании «Росатома» – «Атомэнергомаша» будет разработан концепт-проект судна для перевозки сверхтяжёлых и негабаритных грузов класса. Это следует из документов, которые опубликованы на сайте госзакупок.
Согласно техническому заданию, основной задачей нового судна станет транспортировка плавучих энергоблоков к местам эксплуатации, в том числе по Северному морскому пути, а также других районах Мирового океана. Кроме того, полупогружное #судно сможет использоваться для транспортировки крупногабаритных объектов в интересах «Росатома», Минобороны, предприятий ОСК и других компаний.
Проект предполагает разработку двух крупнотоннажных вариантов SSHTV c ледовыми классами Arc5 и Arc7 и их сопоставление. Суда должны быть «пригодны для эффективнй эксплуатации в пределах ледового класса и наличия ледокольной проводки». Предполагается, что ледокольная проводка будет осуществляться атомным ледоколом пр.10510 ЛК-120 «Лидер», который недавно заложили на дальневосточном СК «#Звезда».
Технические и функциональные требования к крупнотоннажному судну включают:
– Дедвейт с максимальной осадкой в диапазоне 60 000 - 70 000 тонн;
– Длина грузовой палубы должна быть не менее 190 метров;
– Возможность модульной транспортировки; съемные корпуса дополнительной плавучести в кормовой части;
– Максимальный ширина корпуса судна не должна превышать 50 м (должна быть обеспечена возможность проводки во льдах атомным ледоколом пр.10510 ЛК-120 «Лидер»);
– Глубина затопления главной палубы в диапазоне 10-14 м;
– В работе должна быть учтена необходимость достижения разумного баланса между ходовыми и мореходными качествами на чистой воде и круглогодичной эксплуатацией на Северном морском пути;
– Тип энергетической установки должен быть определен исполнителем работ, оценить применение двухтопливной установки с СПГ;
– Ледопроходимость должна быть определена исполнителем работ;
– Архитектурно-конструктивный тип должен быть определен исполнителем работ;
Как следует из проекта договора, разработчиком концепт-проекта выступит петербургское АО «Атомэнерго». Стоимость работ оценивается в 28,8 млн рублей.
А в СССР были!
Напомним, сейчас перевозки на полупогружных судах - очень узкий бизнес, которым занимаются всего несколько компаний в мире. Самая крупная из них голландская Dockwise Shipping. Всего у компании около десятка полупогружных (FLO/FLO, Float-on/Float-off), которые были построены на верфи Kaohsiung в Китае.
Была своя история эксплуатации судов-тяжеловозов, в том числе полупогружных, у #СССР. Финская #верфь Wartsila в Турку строила по заказу Советского Союза целые серии подобных теплоходов.
Наиболее показательна судьба советского полупогружного судна «Трансшельф» дедвейтом 40 000 тонн, которое финны построили по заказу СССР в 1989 году. На тот момент это было самое крупное судно такого класса.
Предназначалось оно в основном для транспортировки буровых платформ, но помимо этого могло служить и плавучим доком. Вплоть до 1997 года «Трансшельф» работал на Дальнем Востоке. Потом судно отдали в аренду, оно ходило по рукам, пока его окончательно не продали той же Dockwise Shipping.
Уже в конце 00-х тот же «Трансшельф» только под названием Transshelf занимался транспортировкой подводных лодок на ремонт в Северодвинск или на Дальневосточный завод «Звезда». Конечно от лица Dockwise Shipping. Также это же судно занималось транспортировкой российских плавучих буровых установок.
Что же касается возможной верфи, где будет строиться новое российское судно, то кроме будущей «Звезды» подобное судно в #Россия построить некому. С учетом того, что верфь еще не готова,а загрузка ее расписана на десятилетие, то наверняка заказ на строительство все же уйдет в Китай.
Аналогичная история уже была с паромами на СПГ для «Росморпорта», когда заказ номинально исполнялся на Невском ССЗ в Шлиссельбурге, а фактически суда строят в Турции в Тузле. О чем мы уже писали здесь.
Ну и вторая история с зарубежными верфями - это плавдок для «Атомфлота» и «Адмирала Кузнецова», который могут построить китайцы.