Найти в Дзене
Медиапалуба

У России появится полупогружное судно для доставки плавэнергоблоков

По заказу дочерней компании «Росатома» – «Атомэнергомаша» будет разработан концепт-проект судна для перевозки сверхтяжёлых и негабаритных грузов класса. Это следует из документов, которые опубликованы на сайте госзакупок.

ПЭБ Академик Ломоносов
ПЭБ Академик Ломоносов

Согласно техническому заданию, основной задачей нового судна станет транспортировка плавучих энергоблоков к местам эксплуатации, в том числе по Северному морскому пути, а также других районах Мирового океана. Кроме того, полупогружное #судно сможет использоваться для транспортировки крупногабаритных объектов в интересах «Росатома», Минобороны, предприятий ОСК и других компаний.

Проект предполагает разработку двух крупнотоннажных вариантов SSHTV c ледовыми классами Arc5 и Arc7 и их сопоставление. Суда должны быть «пригодны для эффективнй эксплуатации в пределах ледового класса и наличия ледокольной проводки». Предполагается, что ледокольная проводка будет осуществляться атомным ледоколом пр.10510 ЛК-120 «Лидер», который недавно заложили на дальневосточном СК «#Звезда».

Технические и функциональные требования к крупнотоннажному судну включают:

– Дедвейт с максимальной осадкой в диапазоне 60 000 - 70 000 тонн;
– Длина грузовой палубы должна быть не менее 190 метров;
– Возможность модульной транспортировки; съемные корпуса дополнительной плавучести в кормовой части;
– Максимальный ширина корпуса судна не должна превышать 50 м (должна быть обеспечена возможность проводки во льдах атомным ледоколом пр.10510 ЛК-120 «Лидер»);
– Глубина затопления главной палубы в диапазоне 10-14 м;
– В работе должна быть учтена необходимость достижения разумного баланса между ходовыми и мореходными качествами на чистой воде и круглогодичной эксплуатацией на Северном морском пути;
– Тип энергетической установки должен быть определен исполнителем работ, оценить применение двухтопливной установки с СПГ;
– Ледопроходимость должна быть определена исполнителем работ;
– Архитектурно-конструктивный тип должен быть определен исполнителем работ;

Как следует из проекта договора, разработчиком концепт-проекта выступит петербургское АО «Атомэнерго». Стоимость работ оценивается в 28,8 млн рублей.

А в СССР были!


Напомним, сейчас перевозки на полупогружных судах - очень узкий бизнес, которым занимаются всего несколько компаний в мире. Самая крупная из них голландская Dockwise Shipping. Всего у компании около десятка полупогружных (FLO/FLO, Float-on/Float-off), которые были построены на верфи Kaohsiung в Китае.

Была своя история эксплуатации судов-тяжеловозов, в том числе полупогружных, у #СССР. Финская #верфь Wartsila в Турку строила по заказу Советского Союза целые серии подобных теплоходов.

-2

Наиболее показательна судьба советского полупогружного судна «Трансшельф» дедвейтом 40 000 тонн, которое финны построили по заказу СССР в 1989 году. На тот момент это было самое крупное судно такого класса.

Предназначалось оно в основном для транспортировки буровых платформ, но помимо этого могло служить и плавучим доком. Вплоть до 1997 года «Трансшельф» работал на Дальнем Востоке. Потом судно отдали в аренду, оно ходило по рукам, пока его окончательно не продали той же Dockwise Shipping.

Уже в конце 00-х тот же «Трансшельф» только под названием Transshelf занимался транспортировкой подводных лодок на ремонт в Северодвинск или на Дальневосточный завод «Звезда». Конечно от лица Dockwise Shipping. Также это же судно занималось транспортировкой российских плавучих буровых установок.

-3

Что же касается возможной верфи, где будет строиться новое российское судно, то кроме будущей «Звезды» подобное судно в #Россия построить некому. С учетом того, что верфь еще не готова,а загрузка ее расписана на десятилетие, то наверняка заказ на строительство все же уйдет в Китай.

Аналогичная история уже была с паромами на СПГ для «Росморпорта», когда заказ номинально исполнялся на Невском ССЗ в Шлиссельбурге, а фактически суда строят в Турции в Тузле. О чем мы уже писали здесь.

Ну и вторая история с зарубежными верфями - это плавдок для «Атомфлота» и «Адмирала Кузнецова», который могут построить китайцы.