Ранее мы разбирали корни возникновения детских травм. Сегодня я хочу поговорить с Вами о том, как их отголоски могут повлиять на взрослые партнёрские отношения. Как их можно распознать? Как возникает «любовная зависимость» и контрзависимость в отношениях?
Корень образования зависимости любого вида – детская травма. Давайте подробнее углубимся в термины:
- Зависимые в отношениях люди совершенно не готовы оставаться одни. За этим желанием иметь хоть какие-то либо отношения теряется их качество; зачастую такие зависимые люди попадают в капканы абьюзеров. В постоянном поиске расслабления и тепла они склонны терпеть психологическое, а иногда и физическое насилие;
- С контрзависимостью ситуация обстоит совершенно иначе. Подверженные ей люди бояться близости и отношений, считают, что отношения – это поглощение, и с трудом подпускают себе людей. Им легко менять отношения или не состоять в них вовсе. Такие люди склоны к поиску видов деятельности, позволяющих получить адреналин, ощутить собственную независимость.
Но всё ли так просто? На самом деле, в жизни мы зачастую встречаем смешанную форму зависимости в разной степени выраженности, за каждой их которых стоят свои травмы.
Психологические травмы могут быть:
- Событийные – к ним относятся развод родителей, рождение второго ребёнка, или же похожие события, которые накладывают свой психологический отпечаток;
- Травмы детского развития.
Рождаясь, ребёнок сразу же попадает в созависимые отношения с матерью – отдельно и самостоятельно существовать он просто не может. Для полноценного развития ему необходимо прожить этот период, и любое игнорирование его потребностей, либо эмоциональная недоступность матери (причиной может служить послеродовая депрессия, болезнь) оставляют свой отпечаток во взрослой жизни.
Не прожив эту важную стадию, человек во взрослом возрасте начинает искать возможность её прожить, ощутить расслабление. Такие люди движимы потребностью в любви и заботе, они «цепляются» за любую возможность отношений, не обращая внимания на адекватность и поведение партнёра. Однако, такая потребность в расслабленности не ограничивается зависимостью от отношений – она может выражаться в зависимости к алкоголю, курению или даже еде.
Контрзависимость берёт своё начало из обратной ситуации. Тогда, когда период созависимости прошёл успешно, ребёнок получил необходимую заботу родителей, однако дальше они не хотят давать ему право быть независимым – возникает гиперопека и ограничение возможностей ребёнка. Во взрослом возрасте такие люди остерегаются отношений и сбегают из них, так как считают небезопасными. Отношения для них – это ограничение свободы. Они склонны также к «адреналиновым видам» зависимости – трудоголизму, шопоголизму, азартным играм и прочему.
Существует и наиболее распространено также понятие дезорганизованной привязанности - сочетание зависимости и контрзависимости. В детском возрасте для таких людей мать олицетворяла и «хорошо» и «плохо», настроение родителей и их отношение к выражению независимости всегда было неопределённым. Такие люди могут быть очень зависимы от одних людей, при этом контрзависимы с другими. Они склонны к расслабляющей и адреналиновой зависимости одновременно.
За любой зависимостью стоит травма – и то, насколько она глубока и обширна формирует ту форму зависимости, которая может мешать во взрослых отношениях.