19 век.
Возможно Толстой и был прав, сказав, что церковное учение для простого люда немыслимо. Во многом это оправдано. Церковь, по учению святых отцов имеет полноту истины, но преподносит своё учение о Боге завуалированно и «непостижимо». Это являлось ещё одним поводом для назревания конфликта. В третьих, общество негодовало на церковь за её прозелитистский метод насаждения своих взглядов.
Из всего сказанного, можно сделать вывод: вся интеллигенция, в лице Льва Толстого, обозначила свою позицию таким образом: «учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения».
Как уже было сказано, восстание на церковь и отступление от Бога не приводит ни к чему хорошему. Пророчества Иоанна Кронштадтского о России с точностью сбылись. Вызвав гнев Божий, народ подверг себя тяжким испытаниям в грядущем 20 веке. Возникший конфликт общества и церкви в 19 веке, в дальнейшем перешёл в гонение на церковь. Масштабное отступление людей от Бога привело к кровавым последствием, унесшее жизни миллионов людей в годы революций 1905, 1917 г. и в годы второй мировой войны. В годы революции, и последовавшие годы царившего в стране атеизма, вся православная церковь в лице мучеников-исповедников, мужественно отстаивала свою идеологию. Священники подвергались массовым расстрелам, претерпевали жестокое поношение; Церкви разрушались. Только в Москве к 1930 году, из 500 храмов оставалось 87. В 1931 году в столице был взорван Храм Христа Спасителя. После второй мировой войны, вожди СССР не сразу изъявили желание сотрудничать с церковью. По словам митр. Иллариона: «до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем». Лишь к 1990 г. церковь начала полномасштабное восстановление.