В основном военные фильмы, песни, книги сложены об асах-летчиках, танкистах, пехоте, моряках и связистах. Но где же ребята саперы и инженеры? Почему их вклад в войну нигде не освещается?
А ведь этот вклад был очень серьезным и порой, рещающим.
Если мы поднимем архивные немецкие документы, то увидим интересную и рельную статистику: большинство немецких танков было сожжено как раз не легендарными "тридцатьчетверками", а как раз грамотно расставленными минами наших саперов. Почему-то это нигде не упоминается.
Поговорим о саперах и инженерных войсках. В школе вам такого точно не рассказывали. Присаживайтесь поудобнее.
Тема, которая больше всех интересует в инженерных войсках - это роль противотанковых ежей. Все думают, что это обычное заграждение, которое легко подмять перенести, втоптать в землю, разрушить.
Но не спешите с выводами. Противотанковый еж - это гений инженерной мысли.
Все думают, что знают, как работают противотанковые ежи. Мол, а что тут сложного - вкопал в землю - так и останавливает - не проедешь.
Нет. И еще раз нет.
Еж не вкапывался в землю. Наоборот, он делался так, чтобы танк мог на него наехать.
Танк мог наехать на него, катить под собой, но в любом случае - наехать должен. А вот тут сказывалась вся магия ежа. В конечно счете одна гусеница оказывается в воздухе, когда танк прокатывает под собой ежа. И больше он двигаться не может. А если и может на одной, то приходится слишком долго с ежа съезжать.
Еще бывало и такое, что еж дырявил днище танка (именно поэтому ежи делали из рельс, чтобы выдержать вес танка). Тогда требовалась починка или легкая латка - а это время.
Кстати, те экземпляры ежей, что мы видим в кино и музеях - 90% не настоящие.
Дело в том, что к такой простой инженерной конструкции предъявляли достаточно суровые требования. А все, что мы видим - пародия, либо муляжи.
Настоящий еж конструировался так, чтобы он был выше клиренса танка, но ниже нижнего края смотрового стекла водителя. Это обеспечивало "точное попадание" ежа и обездвиживание танка.
Конечно же, опытные танкисты соскакивали с ежей, но это было долго. К этому времени уже поспевала артиллерия, которая находилась как раз неподалеку от заграждений и была наведена уже на эти позиции.
Во время второй мировой были созданы машины, которые эти ежи убирали. Но их количество было настолько мало, что ежи предпочитали просто объезжать.
А в объездах обычно стояли минные поля.
Собственно, сила инженерных войск во время второй мировой и ВОВ очень недооценена.
Этот пост написан как затем, чтобы мои читатели знали чуть больше.
Спасибо за внимание!