Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры
Этот проект стал настоящим праздником для меня, потому что 16 лет наместничества компакт-диска закончились, и в культурное пространство вернулась грампластинка. К тому времени я уже сделался виниловым коллекционером, понемногу собирая и доброе старьё, и музыкальные новинки. Нарекли новый альбом «Цветы и тернии». В связи с этим у меня появилась неожиданная мысль: а что если с лицевой стороны конверта изобразить, к примеру, цветы, а на обороте, предположим, — тернии?
Вдохновлённый этой отважной идеей, я сначала сделал эскизы обоих венцов на бумаге, потом оцифровал их и перевёл в векторный формат. И уже векторные изображения я красил, добиваясь гармоничного сочетания цветов. Варианты я показал Славе Бутусову и Бахту Ниязову — продюсеру альбома. Бахту неожиданно понравились все варианты, и он предложил разделить тираж грампластинки на четыре серии, которые бы различались только цветом венка на обложке: золотая (женская) серия, серебряная (мужская) серия, романтическая серия и основная серия (без подписи). (Кстати, в нашем полку уже был аналогичный случай — «In Through the Out Door» от Led Zeppelin, к которому арт-студия Hipgnosis сделала аж 6 вариантов обложки!)
Сама пластинка, на чёрных «пятаках» которой были повторены оба венца соответственно сторонам, вставлялась в белый конверт с круглой вырубкой, по краям которой венки как бы продолжались. Тексты песен по традиции были набраны самым чудаковатым шрифтом, какой я только смог найти.
Для счастливых обладателей виниловой пластинки я приготовил «рояль в кустах» — объёмную инсталляцию «Невесомость» на внутреннем развороте конверта, для которой была сделана специальная фотосессия. Приём, который часто используется в детских книжках-игрушках и у них там называется «pop-up», я бы перевёл на русский как «встань-ка». Пока конверт закрыт, вы ничего не подозреваете, но стоит вам развернуть его, как вам навстречу вылетает целый рой рок-музыкантов.
Разумеется, все эти чудеса заметно удорожили полиграфию. Посудите сами, монтаж «встаньки» — чисто ручная работа. Вдобавок, типография, которая взялась за изготовление конверта, сделала всё возможное, чтобы запороть проект.
Началось с того, что у неё не оказалось достаточно плотного картона, и пришлось для жёсткости сторонок склеивать в 2 слоя визиточную бумагу. Потом выяснилось, что полноформатная развёртка конверта не проходит по ширине печатной машины. Не поставив меня в известность, печатники сами перекроили макет на новый лад таким образом, что все драгоценные миллиметры, припасённые для зазоров между внешним и внутренним конвертами, ушли на подгиб. Теперь достать пластинку из конверта стало под силу лишь физически развитым меломанам. Увы, за полтора десятилетия таинство изготовления конвертов для виниловых пластинок в нашей стране было почти полностью утрачено!
P. S. Самая дорогая для меня песня альбома — «Терновник» на стихи Анжелики Эстоевой, жены Вячеслава. В этих трогательных словах мне слышатся отголосок затаённой боли и всепобеждающая нежность, которая подвластна только мудрому сердцу любящей женщины.
Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!