Маленькая предыстория
На дворе вторая половина XIX века. А в Академии художеств, по острому выражению И. Репина, продолжали довольствоваться «римскими художественными консервами». Иными словами, полное господство академизма, а значит, следование канонам классического искусства: библейские и мифологические сюжеты, воспевание античности и театральные позы героев картин. А всё потому, что Академия художеств полностью подчинялась Министерству двора, которому было, очевидно, не выгодно, чтобы художники писали полотна на остросоциальные темы.
Конкурс
В 1863 году Академии исполнялось сто лет. К этой знаменательной дате был объявлен конкурс, в котором имели право участвовать только лучшие выпускники, уже получившие малую золотую медаль. Условия конкурса обычные, скажем так, ежегодные: написать отчетную картину на заданную тему, связанную с мифологией. Только в этот раз приняли решение, что победителем станет один из пятнадцати претендентов, а не несколько, как это было всегда. Кроме того, в конкурсе будут участвовать и жанровые живописцы, и исторические. Условия, мягко говоря, неравные, ведь историческая живопись ценилась у профессоров Академии больше. Более того, жанровая живопись даже презиралась.
Примечание
* Жанровая живопись - это изображение повседневной жизни человека. Художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно.
Примеры картин этого жанра
* Историческая живопись - монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события.
Примеры картин этого жанра
Награда
Вернёмся к конкурсу Академии художеств. Каков же приз за победу в состязании? Большая золотая медаль, шестилетнее пенсионерство в Италии и денежная награда.
Участники
Претендентов было четырнадцать: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.
Назревание конфликта и его развитие
Среди участников росло напряжение, вызванное несправедливыми условиями конкурса. Почувствовав всеобщее недовольство, организаторы конкурса решили пойти на уступку и попытку объединить историческую и жанровую живопись. Вместо мифологического сюжета художники-историки могли изобразить (могли, а не должны были!) любую эмоцию, будь то грусть, радость или страх.
Но это не удовлетворило выпускников. Художники выразили желание самостоятельно выбрать сюжет, подав прошение членам Совета Академии. Такой шаг разгневал руководство, и оно назначило и художникам жанровой живописи, и живописцам исторической живописи один и тот же сюжет - "Пир в Валгалле". Выбор не случайно пал на этот сюжет из скандинавской саги. Дело в том, что в это время в Европе скандинавская мифология завоевала большую популярность, а Академия художеств полностью следовала европейским культурным тенденциям. Но об этих коррективах художникам объявлено не было.
Не получив ответа, выпускники подали ещё одно прошение. Но на этот раз ректору и вице-президенту Академии - князю Гагарину. Но и на этот раз художников не удостоили ответа. Тогда в ночь перед состязанием пятнадцать художников под предводительством Крамского собрались и приняли решение. В случае, если их прошение в конечном итоге будет отклонено, все они откажутся от участия в конкурсе. Обещанное друг другу было закреплено заявлениями с подписями. Отказался от такой авантюры только Пётр Заболотский.
Развязка
9 ноября 1863 года. На часах 10 часов утра. Конференц-зал Академии. Князь Гагарин объявляет сюжет конкурса. Не трудно представить, какое недовольство охватило художников. Четырнадцать заявлений об отказе участия в состязании легли на стол. И только Заболотский изъявил желание состязаться. С кем только? Собственно, ему и ответили саркастически, «что конкурс из одного участника состоятся не может. Благоволите подождать до следующего года». Но через год удача была не на стороне Заболтского. Он принял участие в конкурсе, но «провалился и затем исчез бесследно, разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений», как сказал И. Крамской.
Четырнадцать художников вышли из стен альма-матер с аттестатами второй степени и непреодолимым желанием во чтобы то ни стало создавать остросоциальные картины. А во что вылилось это желание впоследствии, я расскажу в одной из следующих статей, которая будет посвящена художникам-передвижникам.
Кто такие передвижники, про которых в советское время говорили, что они самые лучшие художники?
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) И подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!