Найти в Дзене

"Бунт четырнадцати". Из-за чего взбунтовались выпускники Академии художеств в 1863 году?

Оглавление
Источник: Gala_Kan, Shutterstock.com
Источник: Gala_Kan, Shutterstock.com

Маленькая предыстория

На дворе вторая половина XIX века. А в Академии художеств, по острому выражению И. Репина, продолжали довольствоваться «римскими художественными консервами». Иными словами, полное господство академизма, а значит, следование канонам классического искусства: библейские и мифологические сюжеты, воспевание античности и театральные позы героев картин. А всё потому, что Академия художеств полностью подчинялась Министерству двора, которому было, очевидно, не выгодно, чтобы художники писали полотна на остросоциальные темы.

Конкурс

В 1863 году Академии исполнялось сто лет. К этой знаменательной дате был объявлен конкурс, в котором имели право участвовать только лучшие выпускники, уже получившие малую золотую медаль. Условия конкурса обычные, скажем так, ежегодные: написать отчетную картину на заданную тему, связанную с мифологией. Только в этот раз приняли решение, что победителем станет один из пятнадцати претендентов, а не несколько, как это было всегда. Кроме того, в конкурсе будут участвовать и жанровые живописцы, и исторические. Условия, мягко говоря, неравные, ведь историческая живопись ценилась у профессоров Академии больше. Более того, жанровая живопись даже презиралась.

Примечание

* Жанровая живопись - это изображение повседневной жизни человека. Художники вначале дополняли бытовыми сценами религиозные картины, а затем стали изображать их отдельно.

Примеры картин этого жанра

 В. Перов «Тройка». 1866 г.
В. Перов «Тройка». 1866 г.
С. Виноградов «Бабы (Подруги)». 1893 г.
С. Виноградов «Бабы (Подруги)». 1893 г.
* Историческая живопись - монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события.

Примеры картин этого жанра

В. Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881 г.
В. Суриков «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Н. Рерих «Труды Богоматери». 1931 г.
Н. Рерих «Труды Богоматери». 1931 г.

Награда

Вернёмся к конкурсу Академии художеств. Каков же приз за победу в состязании? Большая золотая медаль, шестилетнее пенсионерство в Италии и денежная награда.

Большая золотая медаль Императорской Академии художеств «Достойному». Источник: ru.wikipedia.org
Большая золотая медаль Императорской Академии художеств «Достойному». Источник: ru.wikipedia.org

Участники

Претендентов было четырнадцать: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Слева направо: Б. Б. Вениг, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, Н. Д. Дмитриев, Н. П. Петров (стоит), В. П. Кретайн, М. И. Песков, Н. С. Шустов, А. И. Корзухин, А. К. Григорьев. Источник: ru.wikipedia.org
Слева направо: Б. Б. Вениг, Ф. С. Журавлев, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, К. Е. Маковский, Н. Д. Дмитриев, Н. П. Петров (стоит), В. П. Кретайн, М. И. Песков, Н. С. Шустов, А. И. Корзухин, А. К. Григорьев. Источник: ru.wikipedia.org

Назревание конфликта и его развитие

Среди участников росло напряжение, вызванное несправедливыми условиями конкурса. Почувствовав всеобщее недовольство, организаторы конкурса решили пойти на уступку и попытку объединить историческую и жанровую живопись. Вместо мифологического сюжета художники-историки могли изобразить (могли, а не должны были!) любую эмоцию, будь то грусть, радость или страх.

Бунт четырнадцати. Источник: https://twitter.com/history_rf/status/1065097382122188800?lang=ga
Бунт четырнадцати. Источник: https://twitter.com/history_rf/status/1065097382122188800?lang=ga

Но это не удовлетворило выпускников. Художники выразили желание самостоятельно выбрать сюжет, подав прошение членам Совета Академии. Такой шаг разгневал руководство, и оно назначило и художникам жанровой живописи, и живописцам исторической живописи один и тот же сюжет - "Пир в Валгалле". Выбор не случайно пал на этот сюжет из скандинавской саги. Дело в том, что в это время в Европе скандинавская мифология завоевала большую популярность, а Академия художеств полностью следовала европейским культурным тенденциям. Но об этих коррективах художникам объявлено не было.

Не получив ответа, выпускники подали ещё одно прошение. Но на этот раз ректору и вице-президенту Академии - князю Гагарину. Но и на этот раз художников не удостоили ответа. Тогда в ночь перед состязанием пятнадцать художников под предводительством Крамского собрались и приняли решение. В случае, если их прошение в конечном итоге будет отклонено, все они откажутся от участия в конкурсе. Обещанное друг другу было закреплено заявлениями с подписями. Отказался от такой авантюры только Пётр Заболотский.

В. Бобров, «Григорий Григорьевич Гагарин», 1867 г. Источник: Depositphotos
В. Бобров, «Григорий Григорьевич Гагарин», 1867 г. Источник: Depositphotos

Развязка

9 ноября 1863 года. На часах 10 часов утра. Конференц-зал Академии. Князь Гагарин объявляет сюжет конкурса. Не трудно представить, какое недовольство охватило художников. Четырнадцать заявлений об отказе участия в состязании легли на стол. И только Заболотский изъявил желание состязаться. С кем только? Собственно, ему и ответили саркастически, «что конкурс из одного участника состоятся не может. Благоволите подождать до следующего года». Но через год удача была не на стороне Заболтского. Он принял участие в конкурсе, но «провалился и затем исчез бесследно, разделив незавидную долю, уготованную людям нетвердых убеждений», как сказал И. Крамской.

Академист Иван Крамской фотография 1860-e. Источник: ru.wikipedia.org
Академист Иван Крамской фотография 1860-e. Источник: ru.wikipedia.org

Четырнадцать художников вышли из стен альма-матер с аттестатами второй степени и непреодолимым желанием во чтобы то ни стало создавать остросоциальные картины. А во что вылилось это желание впоследствии, я расскажу в одной из следующих статей, которая будет посвящена художникам-передвижникам.

Кто такие передвижники, про которых в советское время говорили, что они самые лучшие художники?

Источник: http://vgazetepv.ru/articles/polezno/media/2020/3/10/neizvestnaya-samaya-tainstvennaya-kartina-ivana-kramskogo/
Источник: http://vgazetepv.ru/articles/polezno/media/2020/3/10/neizvestnaya-samaya-tainstvennaya-kartina-ivana-kramskogo/

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) И подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!