Найти тему
Whisky Romeo Zulu

Эхо

Жарким летним днем 3 июля 1970 года, чартерный рейс авиакомпании Dan Air Services летит из Манчестера в Барселону.

В командирском кресле 10-ти летнего De Havilland Comet 4 опытный летчик, имеющий почти 7500 часов налета - 48-ми Александр Нил, второй пилот - 41-летний Дэвид Шоррок, у него 4765 часов налета. Также в кабине находится бортинженер Дэвид Стэнли, его налет 1275 часов.

-2

Comet несет в небе над Испанией 105 пассажиров, все они заказали свои путевки у Британского туроператора Clarkson Holidays.

В 18:53 рейс 1903 выходит на связь с диспетчером в Барселоне, экипаж докладывает о входе в воздушное пространство Испании и запрашивает снижение. Диспетчер разрешает снижение до 9000 футов (2750 метров). Спустя 4 минуты рейс 1903 докладывает пересечение границы РПИ* Барселоны (*район полетной информации, от англ. FIR - Flight Information Region), а также о проходе отметки в 16 000 футов (4900 метров) и сообщает, что будет над точкой маршрута «Berga» в 19:01.

Спустя две минуты пилоты получают инструкции для связи с диспетчером подхода Барселоны, который, в свою очередь, дает указание поворачивать налево на курс 140. Экипаж подтверждает получение инструкций и докладывает о проходе эшелона полета 13 000 футов (3960 метров), а также передает, что будет над точкой маршрута «Sabadell» в 19:07. Спустя минуту диспетчер переспрашивает насчет времени прохода над точкой «Sabadell» и экипаж корректирует время на 19:05.

-5

Диспетчер отменяет поворот самолета налево и разрешает следовать напрямую к точке «Sabadell», спустя еще минуту пилоты сообщают о проходе эшелона 10 000 футов (3000 метров).

Диспетчер уточняет у экипажа, есть ли на борту самолета оборудование для захвата маяка DME, на что экипаж отвечает, что такого оборудования у них нет, после чего рейсу 1903 дают разрешение на снижение до 6000 футов (1800 метров).

В 19:02 диспетчер снова связывается с экипажем и дает указание повернуть налево на курс 140, пилоты подтверждают получение инструкций и докладывают об проходе эшелона 8500 футов (2600 метров), в ответ диспетчер запрашивает подтверждение о проходе самолетом точки «Sabadell», экипаж сообщает, что будет над точкой через 30 секунд. В этот момент самолет входит в слой облачности.

-6

Спустя полминуты рейс 1903 докладывает о проходе «Sabadell» и получает разрешение на снижение до 2800 футов (850 метров).

- Рейс 1903: Какая полоса в работе?

- Диспетчер: ВПП 25 в работе

В следующую секунду самолет выходит из облаков и сталкивается с лесистым склоном недалеко от города Жирона, в районе Serralada del Montseny.

-7

Никто из находившихся на борту не выжил.

Это самая страшная авиакатастрофа с участием самолета De Havilland Comet.

В 18:57 рейс 1903 сообщил, что входит в РПИ Барселоны, на тот момент они находились примерно в 30 километрах к востоку от воздушной трассы UB31, летя курсом 193 и рассчитывали проход точки маршрута «Berga» в 19:01. Это время было бы правильным, если бы самолет находился на траверзе точки «Berga», при расчетной скорости полета 8 километров в минуту, они бы достигли этой точки за 4 минуты, летя прямо на нее. Таким образом в 19:01 они поравнялись с точкой «Berga», находясь на 26 километров левее, продолжая лететь курсом 193, а спустя минуту экипаж доложил о проходе точки «Sabadell», несмотря на то, что самолет не достиг и не мог достичь этой точки, он находился в 52-х километрах от нее.

Когда экипаж сообщил о проходе точки «Sabadell» диспетчер наблюдал на радаре отметку над этой точкой, но это был не Comet, а «радарное эхо», его скорость и поведение соответствовали рейсу 1903, поэтому диспетчер ошибочно поверил в то, что самолет действительно летит над «Sabadell»

Причина образования этого «эхо» так и не была найдена, однако, есть вероятность того, что оно было создано небольшим самолетом, летящим по «правилу визуальных полетов» в районе точки «Sabadell».

В результате катастрофы, следователи советовали пересмотреть правила идентификации воздушных судов на радарах, это значит, что идентификация самолет может быть проведена несколькими методами, что позволит избежать подобных инцидентов.

Посвящается 112-ти людям, потерявшим свои жизни на борту Dan Air Services 1903.