Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь стоит в 25 километрах к северу от Пскова в деревне Елизарово. Монастырь основан в 1447 году и назван по мирскому имени основателя - Елеазара. Монастырь возник и просуществовал до 1917 года как мужской. После революции его закрыли. В монастырских зданиях поочерёдно размещались то склад, то санаторий, то спортивная база, и монастырь медленно разрушался. В 1990-х годах рухнула колокольня XVI века. В 2000 году монастырь возродился уже как женский. Был восстановлен и отреставрирован Собор Трёх Святителей и другие уцелевшие здания, возведены новые постройки. Теперь монастырь поражает своей красотой и ухоженностью.
В первое столетие своего существования Спасо-Елеазаровский монастырь сыграл очень важную роль в истории России. Прежде, чем рассказать об этом, напомню о некоторых исторических событиях эпохи. Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1447 году. В 1453 году под ударами турок-мусульман пал Константинополь (ныне Стамбул), столица Византийской империи, город, откуда на Русь пришло христианство, и где находился Патриарх Константинопольский, номинальный глава православных всего мира. Главный православный храм Святую Софию турки превратили в мечеть. В 1510 году при царе Василии III, отце Ивана Грозного, Москва окончательно присоединила Псков. Псковское вече, на котором псковичи привыкли решать все свои вопросы, было упразднено, вечевой колокол увезён в Москву, а для управления городом из Москвы был прислан дьяк (аналог нынешнего губернатора). Псковичи оплакивали утрату независимости, но противостоять Москве не могли. Монахи же Елеазаровского монастыря принадлежали к промосковской партии и поддерживали вхождение Пскова в состав Московского государства.
В 1523 году монах (по другим сведениям игумен, то есть глава) Спасо-Елеазаровского монастыря по имени Филофей сформулировал мысль о Москве, как о Третьем Риме. Суть концепции такова. Рим, которому принадлежали почти все известные европейцам земли, и который был столицей мира, впал в ересь католичества и за этот грех был наказан Богом. Рим захватили и разорили варвары. Столицей истинной веры – православия – стал Константинополь (Второй Рим). Константинополь в 1439 году изменил православию, вступив во Флорентийскую унию с католиками. Поэтому Бог допустил захват Константинополя турками. (На самом деле уния была не причиной гибели Константинополя, а неудачной попыткой хоть таким путём получить помощь запада против турок). После падения Константинополя Московское государство осталось единственной независимой православной страной, а Москва стала столицей мирового православия – Третьим Римом. Следовательно, московский государь является теперь царём всех православных. Русская церковь является наследницей единой христианской церкви, а Успенский Собор Московского Кремля – главным христианским храмом. Филофей писал: «Два Рима падеши, а третий стоит, и четвертому не быти», поскольку может быть только три Мировых Царства, а потом наступит конец света.
Концепция «Москва – третий Рим» вполне соответствовала интересам нарождающегося самодержавия, и была принята царём и его окружением. Постепенно она распространилась во всех слоях населения России. Появилась формула «Наша вера угодней Богу». В рамках концепции Филофея Россия рассматривалась как духовный лидер всего мира. Когда на смену православию пришли коммунистические идеи, мысль об идейном лидерстве получила новое обоснование. Как пелось в популярной советской песне:
Если всем на планете народам
Светит ясная наша заря,
Значит эти великие годы
Были прожиты нами не зря
Едва ли концепция Филофея была полезна нашей стране. Распространяя то православие, то марксизм, мы не нашли времени и сил по-человечески обустроить свою собственную жизнь. Но что было, то было. Это наша история и о ней надо помнить.
А теперь посмотрите современные фотографии тех мест, где 500 лет назад родилась формула «Москва – Третий Рим». Монастырь очень красив!