Артем Пестов двадцать шесть лет назад родился в Волгоградской области. После школы, не имея четких планов на будущее, он сдал ЕГЭ по приятным для себя предметам и стал думать, что с этим делать. Так в 2011 году Артем оказался во Владимире — поступил в университет на эколога и влюбился в город. После четырех лет обучения понял: по специальности работать не хочется, но в местоположении своем не разочаровался и переезжать никуда не планирует.
«Моя основная работа — повар в пабе „Подстава“. Всю жизнь мечтал этим заниматься. Готовил, смотрел видео про еду, читал тематические книги и думал: „Может, когда-нибудь получится?“. Поварского образования у меня нет, но все мастера, которых я встречал, тоже работают не по „корочке“. Готовкой занимаюсь всю жизнь, а по официальному стажу — три года».
Артем вкладывал и продолжает вкладывать в свое хобби душу, поэтому поварское искусство стало любимой работой. Есть у него еще одно масштабное увлечение, которое денег не приносит, даже наоборот. Пленочная фотография. Причем не обычная, а документальная. На вопрос, как все началось, молодой человек однозначно ответить не может. Любовь к пленочной технике пришла откуда-то из детства, где папа-художник фотографировал на «Зенит».
«Он всегда ходит с фотоаппаратом, с кадров рисует пейзажи. Я все детство баловался со съемочной техникой. После переезда во Владимир ходил по ночам с телефоном и штативом, делал снимки на выдержке. Было интересно. Около двух лет назад в „Подставу“ стали приходить ребята со старыми пленочными фотоаппаратами, „Сменой“ и „Зенитом“, снимали друзей. Я удивился, что эта история еще жива, и решил тоже попробовать».
Изначально Артем думал, что одной отщелканной ради интереса пленки будет достаточно. Попросил у товарища технику, поснимал. Единственной катушкой дело не ограничилось, хотелось фиксировать больше и больше. Первые пленки были цветными, их Артем носил на проявку в салоны, а потом вспомнил о существовании черно-белых кадров. Не потому, что монохром — это нечто особое. Просто такие материалы проявить можно в домашних условиях, закупив нужные химикаты и ознакомившись с процессом.
«Начал читать форумы, книги. Заказал первую химию и пленки из Питера. Накосячил, ничего не получилось. И вот с опытом, раз за разом, начал погружаться в это дело. Около года я делаю только черно-белые кадры, проявляю и сканирую все дома самостоятельно. Главное в фотографии — сам технический процесс. Да, иногда случаются душевные порывы и хочется взять определенный кадр, но дома в туалете проявлять пленочку, а потом видеть результат мне нравится больше».
В темноте комнаты Артем заряжает катушки, добавляет реактивы и затем сканирует снимки. Иногда переносит их на бумагу с помощью фотоувеличителя, но по большей части переводит готовые кадры в электронный формат и публикует в Instagram. Проявка одной пленки занимает около часа, то есть забирает из жизни Артема немало времени. Для прокачки навыков он поставил себе задачу: «добивать» 24 кадра за семь дней.
«Я просто иду по улице и смотрю по сторонам. Допустим, навстречу движется колоритный человек в красивом пальто, тогда мобилизуюсь и фотографирую его исподтишка. Это самые хорошие фотографии. Снимать людей врасплох безумно нервно, но я стремлюсь к стрит-фотографии и стараюсь это перебороть. До сих пор руки трясутся, мысли путаются и в 80% случаев я прохожу мимо, о чем потом жалею».
Чтобы не привлекать лишнего внимания, Артем за 1000 рублей купил себе дальномерную ретро-камеру и везде носит ее с собой. Она тихая, компактная и легка в управлении. По наблюдениям фотографа, в потоке людей на центральных улицах снимать проще — все спешат и ничего не замечают. А если захочется сделать кадр во дворе, то зачастую приходится ловить негатив и выслушивать нотации.
«Люблю снимать самых разных людей, поэтому иногда нарываюсь на проблемы. Совсем жестких случаев не было, только неприятные. Относительно недавно ходили с другом в районе улицы Балакирева, нашли старый двор с двухэтажными кирпичными домами. Висит на веревке белье, бегают дети, стоит машина. Колоритный русский дворик. Я прицелился, сфотографировал — и подходит мужчина: „Эй, ты че?! Машину мою сфотографировал?!“. Пытаешься объяснить ситуацию, а он думает, что ты ведешь слежку».
Некоторые думают, что их снимают на цифровую технику, и просят удалить снимок. Артем показывает им фотоаппарат, и зачастую реакция следует положительная. Мол, раз пленка еще жива, то ты, парень, молодец. В своем творчестве Артем выделяет две больших категории: церкви и люди. Почему-то ему безумно нравится фотографировать соборы, хотя большая часть архива спрятана от подписчиков. Людей он щелкает ежедневно. Это могут быть друзья в привычных интерьерах или случайные прохожие. Артем любит ловить момент искренней эмоции, а также топит за правду-матку, поэтому подавляющее большинство его работ остро социальны.
«Чтобы сделать снимок внезапно, я выставляю параметры заранее. Вижу человека, взвожу затвор и за долю секунды успеваю щелкнуть. Нельзя смотреть людям в глаза. Сфотографировал, голову отвел и уходишь. Если установить зрительный контакт с человеком, то он сразу все поймет».
Сейчас у Артема три личных фотоаппарата, хотя техники в его руках побывало много. Некоторые модели брал у друзей ради теста, тратя всего одну пленку. В среднем, старые пленочные камеры стоят недорого: от 1000 до 5000 рублей. Но недавно Артему удалось найти поразительный экспонат, «Лейку» 1941 года выпуска. За нее фотограф отдал 12000 рублей сразу и 10000 рублей приберег на ремонт, ведь техника не рабочая. На «Лейке» стоит отличная немецкая оптика, и если все получится, Артем будет очень счастлив. В пленочном хобби фотограф оглядывается на работы других профессионалов и своими снимками не всегда доволен:
«Думаю, мне не хватает композиции. Буду с этим работать, когда появится возможность, но пока увлекся разными видами печати фотографий. Чтобы стать стрит-фотографом, нужно перестать стесняться — это приходит с опытом. На днях провели со знакомой фотосет. Вроде бы, все здорово и получились хорошие картинки, но мне нравится просто идти по улице и снимать людей. С этим на коммерцию работать не получится».
Друзья не всегда замечают, что Артем успел сделать фото, и удивляются, когда видят снимок в социальных сетях. На некоторых работах подписчики узнают своих знакомых, момент с которыми фотограф перехватил случайно. С каждым разом все больше он привыкает к проявке пленки, но радость от конечного результата не пропадает. В скором времени Артем планирует расширить свою домашнюю лабораторию, поработать с цветом. В целом, увлечение подъедает финансы значительно, но фотограф ни о чем не жалеет.
«Кто бы что ни говорил, цифровая техника дает лучшее качество. А пленочную фотографию я связываю с „эффектом Икеи“: когда ты купил шкаф и сам его собрал, то остаешься доволен. Так же и с проявкой снимков на ретро-технике, процесс приносит удовлетворение».
Даже во время похода в магазин Артем берет с собой фотоаппарат, чтобы не жалеть об упущенных картинах. Делает снимки, когда видит работающие пожарные бригады или кареты скорой помощи с пациентами. На отдыхе в Крыму поймал просящего милостыню служителя церкви, который сидел посреди людной улицы. Артем фотограф внезапного жанра, такие документальные работы нравятся ему больше всего. Подписчики солидарны.
Источник: Kluch.media