Два года назад состоялась премьера первой части этого амбициозного телепроекта. Его составили 12 серий, которые завершались восхождением новоявленной государыни на российский престол. Именовался сериал просто – «Екатерина», а как иначе, собственно, можно было его назвать? Нынче после того, как продюсеры сменили значительную часть постановочной бригады, вплоть до некоторых актеров и режиссера (нынче им стал Дмитрий Иосифов), то расширили и название. Отныне сие телезрелище именуется – «Екатерина. Взлет».
Смысл подобных замен очевиден. Если в первой порции приключений принцессы Софии-Августы, ставшей супругой наследника русского престола, будущего императора Петра Третьего, шла речь о том, какой ценой и какими жертвами был отмечен путь наверх и превращение в ту самую Екатерину, то второй сезон (как нынче принято именовать дробление сериалов) оказался совсем про другое. И вот с этим «другим» у создателей исторических телевариаций на темы отечественной истории случились некоторые проблемы. Ключевая из них – исполнительница главной роли Марина Александрова, которая была органична в роли «восходящей» придворной интриганки. Но, к сожалению, возмужавшая на два с лишним года актриса никак не смотрится в роли российской матушки-государыни на протяжении новых 12 серий.
Тому отчасти способствовал главный автор сериала, сценарист Ариф Алиев, сумевший перепутать в фабульном изложении реальных исторических событий правду с вымыслом, сплетни и слухи с мемуарными свидетельствами, факты и даты с фантазиями на заданную тему о том, как императрица удачно сочетала альковный досуг с решением государственных дел. Более сорока лет назад за подобный фривольный взгляд на отношения ключевых фигур русской истории второй половины «осьмнадцатого столетия» советские критики и историки нещадно бранили Валентина Пикуля за ярчайший бестселлер «Фаворит», повествующий о той же эпохе и о тех самых персонажах, которые явлены публике в новом сериале. Сегодня этот текст кажется детской сказкой категории «0+» по сравнению с тем, ЧТО стало основой сюжетных перипетий и фабульных поворотов в нынешнем сериале, претендующем на современный взгляд на отечественную историю.
Во время просмотра меня не покидало странное ощущение: будто я смотрю какой-то научно-познавательный фильм с эпизодами реконструкций на тему «Медицинские аспекты интимных тайн русской придворной жизни». Пересказывать подробности нет никакой охоты, а уж тем более необходимости. Зато возникает немало вопросов о том, почему же создатели сериала решила именовать показанное «взлетом»? Нельзя сказать, что в нынешней «Екатерине» отсутствует тема войны с Турцией, борьбы за прогрессивные нововведения (вроде поголовных прививок против оспы или внедрения на русских пашнях картофеля), или заботы о правовом обеспечении собственного царствования. Скажем правду: временами, покинув покои, императрица Екатерина Вторая все-таки обращается к ближайшему кругу придворных советчиков, дабы решить насущные вопросы управления Россией. Но стоит появится в кадре персонажам вроде двух Григориев – Орлова и Потемкина, как сюжет начинает крениться в сторону обоих фаворитов, и государственные дела напрочь забыты.
В таких сценах Марина Александрова явно хороша, но в ее любовной страсти нет царского величия и силы, а есть лишь невротические реакции современной эмансипированной дамы из высших слоев общества, не более того. Поневоле вспомнишь, как играли Екатерину Вторую Светлана Крючкова или Вия Артмане. С нынешней телеимператрицей Россия не только бы не выиграла долгую и изнурительную войну с Турцией, но вряд ли бы сохранилась и как самостоятельный субъект международного права. Как все было на самом деле – об этом должны рассказывать историки, а не творцы отечественного «телемыла». Однако если последние уж берутся за подобные проекты, то было бы неплохо соотнести показываемое с реальными историческими результатами деятельности той или иной персоны на вершине власти.
Причины экранного «взлета» Екатерины для многих зрителей по результатам просмотра премьерного сериала так могут и остаться тайной за семью печатями. Ведь даже такие яркие эпизоды как выигранные на море и на суше сражения с турецкими флотом и армией остались в сериале лишь как короткие компьютерные картинки, обозначающие те события реальной истории во времена правления Екатерины, которые и в самом деле принесли нашей стране статус, как минимум, ведущей европейской державы, а самой императрице титул «Великой». Но, как известно, от великого до смешного – один шаг. И, кажется, что нынешняя телеЕкатерина его и совершила. Какой зритель в твердом уме и трезвой памяти об уроках истории в средней школе поверит, что императрица назначила Алексея Орлова командующим русским флотом вместо брата Григория, дабы отдалить последнего от себя и лишить статуса своего фаворита?
Польский сатирик Станислав Ежи Лец заметил в прошлом веке, что нравы падают на все более комфортабельное ложе. Судя по сериалу «Екатерина. Взлет» этот процесс стартовал в нашем Отечестве примерно два с половиной века назад и продолжается по сию пору в столетии номер двадцать один.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru