Всевышний Аллах наделил меня благом – я спешу искать оправдание навредившему мне человеку, не обвиняя его и не отвечая подобным злом. Потому как я знаю, что никто не смог бы навредить мне ни словом, ни делом, если бы на то не было воли Всевышнего Аллаха и если бы я не впал в соответствующий этому вреду грех. То есть моё внимание концентрируется на божественной воле, предопределении Всевышнего, а не на желаниях людей. Имеющий такой взгляд на происходящее, никогда не будет огорчаться и гневаться на того, кто нанёс ему вред. Ибо предопределение Всевышнего Аллаха не может вызвать гнев.
Что же касается отсутствия даже чувства досады по отношению к людям, совершившим зло, то это осознание того, что всё: и движение, и покой – находится под божественной волей. То есть люди, причиняющие зло, подобны кнуту, которым один бьёт другого. Разумный же человек не отнесёт это битье к кнуту, а осознает, что битьё совершает тот, кто бьёт им. А что касается отсутствия гнева на предопределение Всевышнего Аллаха, то это от убеждения в том, что происходящее является решением Аллаха Всезнающего и Милостивого к Своим рабам больше, чем родная мать к детям.
Abd al-Wahhab al-Sha'rani. Al-Mizan al-Kubra.