Почему в некоторых организациях не берут на работу людей с плохой кредитной историей или взявших сразу несколько кредитов?
Часто причиной этому является предотвращение попыток совершения мошенничества в организации, которое может быть совершено разными работниками, чьи обязанности не обязательно связаны с финансами. Так, менеджер по закупкам может за откат приобретать для компании некачественную продукцию или товары по завышенной цене; сотрудники, связанные с продажами, могут присваивать бонусы, баллы и пр., полагающиеся покупателю, продать товар оптовику по заниженной цене; и даже у веб-мастера есть возможность подменить лицензионные модули на варезы и т.д.
Существует точка зрения, основанная на теории Дональда Кресси о треугольнике мошенничества. Исходя из нее, минимизировать риски, связанные с возможным совершением мошеннических действий в организации можно еще на этапе подбора персонала. Суть теории состоит в следующем. Для того, чтобы человек совершил мошеннические действия, надо:
1. Чтобы на него давили финансовые обстоятельства (человеку нужны деньги на срочное лечение (его или близких), взят кредит, который по тем или иным причинам своевременно отдать проблематично);
2. У него была возможность совершить мошенничество и некоторое время скрывать факт его совершения (в организации отсутствует действенная система внутреннего контроля);
3. Он был способен оправдать свои действия (например, человек слонен обвинять во всем окружающих и впоследствии объяснит самому себе свои действия тем, что ему платили не достойную его квалификации заработную плату, его не ценили в организации и т.д.)
Некоторые HR – менеджеры, чтобы минимизировать риск совершения мошенничества на предприятии, и пытаются выявить первый фактор (давление финансовых обстоятельств, в том числе наличие кредитов у человека) и третий фактор (способность оправдывать свои неблаговидные поступки) еще на собеседовании при приеме на работу.
При подготовке материала использовалась статья автора "Экономические потери организации: причины и способы устранить риски", "Справочник экономиста" №8 2020