Вы точно слышали про краудфандинг (crowdfunding – финансирование толпой): в сети, на специальных площадках, рассказывается о проекте, и все желающие присылают авторам от 100 рублей и до сотен тысяч. Музыканты так собирают деньги на запись нового альбома, а художники находят средства на творческие экспедиции или выставки. Однако проекты могут быть не только в сфере искусства. Итак, если вы хотите заняться бизнесом, почему бы не попросить у толпы?
Для начала цифра: в 2019 году объем рынка краудфинансирования в России составил более 5 миллиардов рублей. До 1 января 2020 года площадки добровольно предоставляли данные, теперь это обязательно, так что результаты этого года могут быть гораздо выше, даже с учетом пандемии. Кстати, некоторые проекты не закрылись этой весной, только благодаря своим народным спонсорам.
Классический пример успешного краудфандингового проекта – омский «Биван». Это карманный надувной диван, его придумали в 2016 году, сейчас продают по всей России, потому что в свое время 997 спонсоров прислали авторам 3 887 150 рублей, хотя те просили только один миллион. Таким образом, план сбора был реализован на 388%. Неплохо?
Повезло и кафе Тайяки с японскими десертами: спонсоры отправили им 1 340 850 рублей (сбор – 107%), в Петербурге работают уже два кафе.
А вот проект, на который деньги собирают прямо сейчас: ProEcoPen – это российское предприятие, которое делает ручки, блокноты и другую продукцию из вторсырья. Из-за пандемии и чтобы в принципе снизить себестоимость своих товаров, компания просит 520 тысяч – на доработку пресс-формы для ручек, на закупку сырья и др. Пока собрано только 19% от необходимой суммы, но это более 100 тысяч, которые в совокупности прислали 157 человек.
Основные краудфандинговые площадки:
– Kickstarter – международная, с жестким правилом «не собрали деньги в срок – вернули»;
– IndieGoGo – международная, любая поступившая сумма уходит авторам;
– Boomstarter – российская, можно выбрать схему сбора («все или ничего» с лимитом 60 дней или безлимитную «до цели»);
– Planeta – российская, авторы получают деньги, если собрано более 50%.
Есть и другие, в том числе с узкой тематикой, например, CrowdRepublic специализируется на печатной продукции, так что если вы хотите выпустить настольную игру или комикс, вам сюда.
Однако перечисленные четыре площадки наиболее полезны новичкам: здесь масса аналитики и успешных примеров. У обоих отечественных ресурсов есть свои школы краудфандинга. Во время обучения вы узнаете, как зацепить аудиторию, почему основные поступления приходятся на первую неделю кампании и на 2-3 последних дня и другие нюансы. А зарубежные площадки ценны большим количеством технологических и бизнес-проектов, особенно IndieGoGo – это просто идеальная выставка прототипов и место для сбора предзаказов.
Конечно, далеко не все проекты получают финансирование. Одна из главных причин – не вышло заинтересовать своей идеей. Да, за внимание спонсоров нужно бороться! Ведь присылают деньги не абстрактные жертвователи, а, фактически, ваши инвесторы. Даже если их взнос небольшой, к ним нужно относиться соответственно – серьезно и с уважением. Придерживайтесь этих основных правил.
1. Вы должны точно знать, сколько вам нужно средств и для чего именно. Конкретика показывает, что вам можно доверять. Так что готовьтесь выйти к аудитории краудфандинговой площадки с бизнес-планом и после публично отчитываться о результатах. Кстати, при расчетах не забывайте про комиссию площадки. Она составляет от 3% до 15%, конкретный ее размер зависит от правил краудфандингового ресурса, из них главные – собрали всю сумму или часть, уложились в срок или нет.
2. Чтобы заинтересовать незнакомых людей, идее нужна яркая упаковка: истории, фотографии, видео. Отлично, если вы горите проектом и способны увлечь своей мечтой. Если нет, то нанимайте профессионалов. Некоторые даже снимают небольшие ролики!
3. Инвесторы должны получить награду за свои вложения, материальную или нематериальную. Писателям проще всего, они дарят книги со своими автографами или, например, могут назвать героя в честь донора. Вам придется продумать свою систему вознаграждений. Обязательно изучите чужие проекты на разных площадках, это вас вдохновит. Planeta регулярно публикует подборки популярных вознаграждений, новых, самых дорогих или редких, как, например, именная табличка в построенном коворкинге или платье героини из снятого клипа.
📌 Краудфандинг помогает искать не просто деньги, а, по сути, тестировщиков и клиентов. Что это дает предпринимателям? Можно...
– показать прототип или даже просто описать будущий продукт и посмотреть, кто в нем реально будет заинтересован настолько, чтобы купить;
– скорректировать образ покупателя, целевой аудитории;
– сформировать и усилить сообщество вокруг вашего бизнеса;
– выпустить лимитированную серию, по первым отзывам внести правки в проект, усовершенствовать продукт и др.;
– собрать базу контактов и предзаказы;
– получить за счет спонсоров, которые поделятся информацией о вашем проекте, бесплатный пиар;
– предъявить инвестиционным компаниям результаты успешного краудфандингового сбора в качестве доказательства, что ваш продукт интересен покупателям.
Подписывайтесь на канал МТС Банка в Яндекс.Дзене — актуальные финансовые новости и полезные советы о финансовой грамотности!