Кристоферу Нолану, одному из самых противоречивых режиссёров нашего времени, сегодня исполнилось 50.
Кажется, это единственный крупный голливудский режиссёр, каждый новый фильм которого обречён на отсутствие консенсуса – им либо восхищаются, либо ненавидят, его стилистические и жанровые поиски (неонуар, кинокомикс, экшен, мистический триллер, научная фантастика, военная драма) с завидным постоянством объявляют то его худшей, то самой совершенной работой.
Секрет столь бурной реакции, на мой взгляд, всегда кроется в извилистых структурах, распутывать которые куда увлекательнее, чем зачитывать сложившееся в финале послание – оно (за редким исключением, вроде «Помни» или «Престижа») всегда оказывается как бы ограничено формой, вдавлено в холодный бетон материала, из которого Нолан раз за разом отстраивает свои величественные лабиринты.
При этом каждая его работа начинает будоражить воображение ещё задолго до первого трейлера – и за это нужно благодарить не маркетологов, а редкое умение Нолана выдать заурядный фокус с вытаскиванием кролика из шляпы за подлинное кинематографическое чудо. Он, подобно Великому Дантону, одержим как своими идеями, так и методами их воплощения, поэтому в роли кролика зачастую оказывается зритель, а шляпа превращается в глубокую кроличью нору.
Что же, надеюсь, в случае «Довода» трюк окажется достаточно эффектным, чтобы не только вызвать громовые аплодисменты, но и поставить на ноги целую индустрию.
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить подробные разборы 25 лучших фильмов прошедшего десятилетия.
Ранний доступ к текстам в нашем Телеграме - подписывайтесь.