Найти в Дзене
Максим Бутин

4736. ИОГАНН-ГЕОРГ ГАМАН…

1. Текст Вл. С. Соловьёва.

Гаман (Johann-Georg Hamann) из Кёнигсберга (1730 — 1788) представляет вместе с Гердером и Якоби реакцию против школьного рационализма и догматизма во имя свободного религиозного чувства и живой веры. Получив в Кёнигсберге основательное филологическое образование, Г. жил домашним учителем в Риге, а затем отправился в Лондон. Он вёл беспорядочную жизнь, расстроил свои и чужие дела и впал в глубокое уныние, из которого был выведен чтением Библии. Вторую половину своей жизни Г. провёл в родном городе, сначала на службе, потом в отставке, живя на средства одного из своих почитателей. Главный материал для биографии и характеристики Г. дают его «Gedanken über meinen Lebenslauf» и многочисленные письма (между прочим к Гердеру, к Канту). Г. никогда не излагал систематически своих мыслей, и все его сочинения состоят из мелких статей, заметок и полемических выходок под вычурными заглавиями и странными псевдонимами: северного мага, северного дикаря, экс-мандарина Мьен-ман-гоама, рыцаря розового креста, телонарха; одна статья написана от лица немецкой буквы h; другая вместо эпиграфа, но без всякого отношения к содержанию, украшена следующим billet-doux а l’éditeur: «Je suis femme, c’est par curiosité et par dépit, que je trahis un drôle, que je ne reconnais plus… Catin». — Все эти писания испещрены греческими и латинскими текстами, непонятными намеками и неожиданными отступлениями. Неспособность Г. к спокойному и связному рассуждению и странности стиля, граничащие с умопомешательством, объясняются, вероятно, некоторыми особыми патологическими обстоятельствами, о которых он упоминает в своих мемуарах. По философскому содержанию своих мыслей Г. примыкает к Джордано Бруно с его principium coincidentiae oppositorum и может считаться предвестником Гегеля. Все ходячие противоположности между божественным и человеческим, идеальным и реальным, духом и природой, разумом и чувственностью, естественным светом и откровением суть лишь произведения отвлечённого рассудка школьных философов, не соответствующие истине. Если Бог есть действительное начало всего, то всё божественно; но, с другой стороны, поскольку Божество сообщается или открывается нам, оно неизбежно входит в формы нашего бытия, и следовательно, всё божественное есть вместе с тем человеческое. «Естествоведение и история суть два столба, на которых покоится истинная религия. Неверие и суеверие основываются на поверхностной физике и поверхностной истории». — Восставая против отвлечённых и искусственных категорий, изобретаемых школьными философами (между прочим, Кантом), Г. находил истинное выражение разума в языке. — В вере Г. видел непосредственное личное состояние души, не подлежащее доказательствам и не нуждающееся в них. Божественный смысл Библии, скрывающийся под человеческой оболочкой её буквы, присутствие Бога в природе и истории, Его воплощение в И. Х., провиденциальное действие в личной жизни христианина и, наконец, бессмертие души — вот настоящие предметы живой веры; всё прочее есть суеверие — другая форма неверия. Традиционный догматизм школьных теологов, так же как и рационалистический теизм школьных философов, есть для Г. лишь замаскированный атеизм; папизм с его иерархией — то же самое.

Сочинения Г. изд. Friedrich Roth, потом Gildemeister. См. также: Rink, «Mancherley»; Cramer, «Sibyllinische Blätter des Magus im Norden»; Petri, «J. G. Hamann’s Schriften u. Briefe»; Poel, «J. G. Hamann, der Magus im Norden».

Вл. С. Гаман. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Полутом 15.

2. Какие замечательные соотечественники, наряду с И. Кантом и питекантропами, жили в нашей стране! В нашем Калининграде. Где и И. Кант, и И. Г. Гердер, и Э. Т. А. Гофман, и бегемот Ганс жили и задавали тон культуре. Живи И.-Г. Гаман сейчас, он стал бы светочем постмодернизма. Причём остроумным и интересным, а не заунывным дураком, амплуа которого обычно выбирают постные модернисты.

2020.07.30.