В августе нас ожидает увлекательное зрелище. Вот уже несколько месяцев СМИ и соцсети оживленно обсуждали подробности аварии, которую устроил в центре Москвы Михаил Ефремов. Водитель машины, в которую тогда врезался джип Ефремова, погиб, и во многих сообщениях утверждалось, что актер был пьян.
Но вот объявлено, что 5 августа начнется суд по этому громкому делу, и возможно, мы узнаем много нового и странного.
Ведь Ефремов отказался признать свою вину, а его адвокат вообще говорит, что не знает, кто был в тот момент за рулем ефремовского джипа. Обвинение, конечно, тоже расскажет что-нибудь интересное, о чем мы не знали до сих пор.
Адвокаты, представляющие актера и потерпевших, родственниках погибшего, будут соревноваться на судебных заседаниях – а пока они соревнуются в роскоши. На судебные слушания, когда была назначена дата процесса, адвокат Ефремова приехал на “Майбахе”, а чуть позже адвокат защиты появился в “Роллс-Ройсе” – и занял полтора парковочных места.
Затем подвезли и самого Ефремова, находящегося под домашним арестом – его доставили в “Рено” ФСИН, и это выглядело просто каким-то нищебродством посравнению с лимузинами адвокатов.
Эта, как ее уже назвали, “пьяная авария” в центре Москвы со смертельным исходом может стать самым громким процессом года. И дело Ефремова, кроме всего прочего, напоминает о такой извечной российской проблеме как пьянство.
Список наших знаменитых артистов и писателей порой читаешь как список людей, страдающих алкоголизмом. Пили Николай Черкасов и Олег Даль, Николай Еременко и Алексей Толстой, Александр Блок и Сергей Есенин.
Множество статей написано о пьянстве Михаила Шолохова - и о таких же проблемах у Александра Фадеева, многолетнего главы Союза писателей в сталинские и хрущевские времена. Порой из-за запоя Фадеев не мог приехать даже на доклад к Сталину, появлялся его заместитель – и происходило такой диалог:
- Почему Фадеев не приехал?
- Товарищ Фадеев уехал на охоту и еще не вернулся.
- У нас товарищ Шверник тоже любит охотиться. Но он уезжает в субботу,
в воскресенье опохмеляется, а в понедельник выходит на работу.
А сам Сталин, отчитав писателей, после этого мог отправиться на очередную пьянку с тем же Шверником и с другими высоким начальниками.
Участники этих пиров давали себе волю и, выпив, начинали свои традиционные шутки – вроде подкладывания жирной еды друг другу в карманы. Или было еще такое любимое развлечение – незаметно намазать собутыльнику спину горчицей или соусом.
Опасности, которые подстерегали пирующих со спины – это тема, известная еще с древности. Опасность эта порой была просто смертельной: английского короля Эдуарда II его соперники убили во время пира, вонзив ему кинжал в спину.
Дело в том, что в те времена человек за столом порой был совершенно беззащитен - когда он пил вино, держа обеими руками огромный бокал. И вот в Англии после убийства короля сложился обычай под названием pledging.
Участник пира, перед тем, как взять бокал, просил соседа об услуге: сосед вставал у него за спиной с обнаженным мячом - чтобы никто не подкрался. Потом, естественно, оказалось и встречная услуга – и вот эта церемония называлась pledging.
А в наше время смертельные опасности средневековых времен трансформировались в различные шутки с продуктами за столом. Еще один наглядный пример улучшения нравов и развития человеческой цивилизации…