Найти тему
Экосистема ИксПИ

Онлайн-осознанность с Цукербергом и Харари

Даня Аксенов
Даня Аксенов

Самое интересное теперь переехало в онлайн. На карантине интернет дает многим возможность жить, а не просто существовать. Вот так интересно всё перевернулось. Самое время спросить себя: «А на сколько осознанным интернет-пользователем я являюсь?».

Для прокачки онлайн-осознанности предлагаю вашему вниманию разговор двух героев нашего времени. Нет-нет, я сейчас не про домоседов (#лучшедома). В недалеком, но таком другом 2019 году, создатель Facebook Марк Цукерберг и автор международного бестселлера «Sapiens: краткая история человечества», историк Юваль Ной Харари поговорили о всемогущем интернете. 

Вспомните себя в 10 лет и загляните внутрь. Скорее всего, помимо своих собственных мыслей, вы обнаружите там мысли своих родных, друзей со двора, одноклассников и учителей. Кто-то что-то не то сказал — и прицепилось. Казалось бы, это уже плодотворное поле для самоанализа. Однако загляните теперь внутрь себя сейчас. Помимо вышеупомянутого, вы, скорее всего, найдете там мысли влиятельного человека с другого континента, которому надо продать свой продукт. Харари же идет еще дальше: «Технологии, способные продать мне что-то, в чём я не нуждался, сегодня могут использоваться, чтобы продать мне политика, в котором я не нуждаюсь, или идеологию, в которой я не нуждаюсь». 

Благодаря техническому прогрессу стало очень просто манипулировать людьми. «Я сообщил инвесторам о намерении сократить общее количество времени, которое люди тратят на просмотр видеороликов, до 50 млн часов в сутки» — говорит Марк Цукерберг. Эти меры должны были вернуть людей к общению друг с другом на более значимые темы, что в долгосрочной перспективе обещало рост предпринимательской активности и изменение восприятия продукции потребителями. Просто изменив несколько параметров в социальной сети, они определяют, как люди будут распоряжаться своим временем и потребительским выбором. 

В связи с этим, меня очень зацепила следующая мысль Харари: «На лицо две тенденции: 1) всё больше людей имеют возможность выражать свое мнение; 2) становится всё проще манипулировать их внутренним голосом». У нас есть прекрасный повод задуматься над такими понятиями, как «свобода воли» и «демократия» в 21 веке. Свободу сегодня несут в массы вместе со смартфонами. И это выглядит гораздо более эффективным способом реализации товара, нежели при командно-административной системе.

Харари не раз упоминает слово «эффективность» в диалоге с Цукербергом. Помню, раньше мне на почту приходила рассылка со словами: «Мы подберем для Вас контент в соответствии с тем, что Вам интересно!». Эффективно, кто бы спорил. Я больше не тратил время на поиски нужных материалов, так как они сами ко мне приходили. А вместе с ними приходили и видео, за которые кто-то хорошо заплатил. Вот это я понимаю, эффективность! Удивительно, но уже существует такое понятие, как «эффективная прокрастинация» (вспомните человека, смотрящего юмористические ролики на YouTube на скорости х2).

Онлайн-реальность, в которую нас занесло коронавирусом, дает людям огромные возможности. Людям разным. И чтобы в этой реальности быть игроками, а не игрушками, важно поставить на первое место осознанность и эффективность. Тогда вы поймете, что самое интересное, даже сегодня, это ваша офлайн-реальность. 

Типичной для 21 века стала ситуация, когда человек на очной встрече с другими людьми моментально отвлекается на пришедшее уведомление/СМС/звонок, и нередко это перетягивает всё его внимание. Получается, там интереснее. Вопрос: зачем было приходить на встречу?

В связи с недавним появлением новой социальной сети Reality, хочу отметить, что это прекрасный пример того, как онлайн-платформа служит для объединения людей, а не для прикрепления их к экрану телефона на длительное время. Для меня подобное использование интернета — и есть онлайн-осознанность. А чем является онлайн-осознанность для вас?

Оригинал статьи

Подробнее об авторе

Хочешь стать экспертом REALITY и автором нашего блога? Присоединяйся.