Как говорилось в песне, не стоит прогибаться под изменчивый мир. Но попытки во чтобы то ни стало гнуть свою линию не всегда могут быть разумными. Особенно в мире искусства, где все относительно и субъективно. Актуальная повестка то и дело наталкивает на размышления о том, кто же все-таки прав, а кто виноват. Но возможно всем участникам процесса стоит иногда остановиться (не обязательно одновременно) и заняться самокритикой и рефлексией?
Елена Шевченко: На мой взгляд, одно из важнейших качеств, которым должен обладать любой человек, а в особенности причастный к искусству – это самокритика, глубокая степень рефлексии и способность посмотреть на себя со стороны, оценить свои идеи, проекты. Это обусловлено в первую очередь тем, что в сфере искусства нет четких критериев и канонов, с которыми можно соотносить работы, поэтому каждый, будь то художник, куратор, критик, должен быть очень честным и предельно чутким к внутреннему голосу, быть самому себе самым строгим судьей.
Варвара Муратова: Самокритика – трудная вещь. И никогда не может быть в полной мере объективной. Она скорее действует в плоскости самосовершенствования. Когда художнику что-то не нравится, он начинает заново и пытается сделать лучше. Гоголь в порыве самокритики (возможно?) сжег свой второй том “Мертвых душ”. Критику и куратору в этом плане сложнее. У них, как мне кажется, есть профессиональная «замыленность» взгляда, регулярная оценка чужих произведений не оставляет порой просто времени на то, чтобы остановиться и подумать о своих собственных. Хотя критикам наверное как раз больше других стоит самосовершенствоваться – ведь именно их работы часто служат толчком к рефлексии творцов?
ЕШ: Да, в большей степени необходимость самокритики мне кажется нужна не художникам, а всем остальным участникам процесса. Мы буквально ежедневно в своем инфополе наблюдаем ситуации, когда кто-то «в своём глазу бревна не видит». Например, в течение нескольких недель мне отовсюду лезла реклама интенсива по «Арт-критике» под руководством Ирины Саминской, которая позиционируется как «руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства Винзавод, включая Лабораторию журналистики Винзавода, консультант по внешним коммуникациям в сфере культуры». При этом я ни разу не видела ни одного текста Ирины, хотя она позиционируется и как арт-критик в том числе. Самый свежий текст Саминской, который удалось найти, опубликован в 2012 (после этого она покинула СМИ и ушла переоткрывать Музеон), и он не отличается мастерством и уж тем более талантом. То есть покупать этот курс ради личности Саминской странно, при желании с ней можно познакомиться на открытиях Винзавода или написать в фб. Дать какую-то информацию глубже, чем ту, что можно узнать самостоятельно в интернете, там тоже вряд ли смогут, из лекции-презентации как минимум такое впечатление сложилось. Для меня этот интенсив – ни что иное, как раздутое эго Ирины Саминской, которая считает себя безмерным профессионалом просто оттого, что она писала бездарные тексты одновременно с Екатериной Деготь. При этом вполне возможно, что она неплохой менеджер, но для меня факт, что преподавать арт-критику или журналистику у Ирины нет компетенций. И таких историй, подобных этой, тонны.
ВМ: Да, к сожалению, таких «профессионалов» много, про которых, встретив на открытии, мы говорим «это же он/она, тот самый арт-критик и автор статей», а на деле начинаем искать эти статьи и обнаруживаем огромное ничто. Это отчасти момент, связанный с четким самоопределением – я хочу быть критиком, я представлюсь им и напишу такой статус в фейсбуке/инстаграме. И тогда все будут звать меня критиком. Но реальных критических свершений для этого как будто делать необязательно. Та же история со всеми пишущими и рефлексирующими участниками процессов совриска. Людей, которые действительно пишут много и по делу: критика, обзоры и т.д., очень мало.
ЕШ: Именно, как описала это в том же фейсбуке редактор питерской Собаки Александра Генералова: у художественной тусовки очень низкий порог входа. Искусством может заниматься буквально каждый, у кого на это хватит наглости. С одной стороны, так и должно быть, нужно дерзать, не бояться быть одним воином в поле. Просто наблюдая за процессом, неизбежно приходишь к пониманию, что деятелей, у которых кроме наглости есть ещё что-то, критически мало. Создается ощущение, что арт-критики, теоретики, кураторы и художники работают по принципу «бумага всё стерпит», правда часто в итоге терпит не бумага, а зритель. Самый простой пример – организация выставок, часто глядя на небольшие проекты чувствуется откровенная халтура, из последнего «Секрет имеет форму уха» на Фабрике. Не говоря о кураторской работе как таковой. Произведения просто ужасно проэкспонированы, плохо выставлен свет, гигантские сопроводительные тексты нужно читать впотьмах. Мне как зрителю это кажется простым неуважением.
ВМ: В этом есть что-то от «искусства ради искусства». Получается выставка не ради зрителей или работ, а для одной лишь абстрактной мысли куратора.
ЕШ: Я бы сказала, что это «самовыражение ради самовыражения». Идея свободного искусства иногда приводит к тому, что творцы и сопричастные о нём забывают и начинают самоутверждаться за счёт, забывая про рефлексию и необходимость время от времени смотреть на себя стороны. В итоге мы читаем нечитаемые тексты, созданные ради ублажения эго автора. Смотрим выставки, в которых кураторы вместо того, чтобы раскрывать художников через тему, занимаются удовлетворением собственных амбиций. Видим рекламу курсов, в которых профанные авторы мнят себя учителями, способными ввести в профессию, которой нет. И, в конце концов, смотрим на работы, в которых вся гениальность построена на паразитировании на признанных авторах и дружбе с кем надо.
Сфера искусства переняла от массовой культуры самое дурацкое её свойство – принцип первенства, основанный на том, что слышно только тех, кто громко кричит. При том, что массовую культуру все более захватывает тренд на осознанность, важной частью которого является здравая оценка себя. И я тут не имею в виду, что кому-то нужно понять, что искусство не для него и ретироваться, совсем наоборот. Я имею в виду только одно, как сказал один галерист: работать больше надо, в том числе и над собой. И помнить, что в наше время переизбытка информации гораздо более ценным становится не сделать что-то, чем сделать.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Текст: Елена Шевченко, Варвара Муратова
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__