Найти тему
МТС Банк

Выход из карантина – как выход в космос: новые правила, незнакомая среда

Узнали, как готовятся предприниматели.

Андрей Липа, сооснователь крафтового бара «Сосна и Липа»:

«В нашей команде 7 человек. Формат заведения не предполагает удаленки, поэтому всю весну ребята по очереди выходили на работу в бар – развозили заказы.

Требования Роспотребнадзора нам понятны, они выполнимы, ничего особенного в них нет, обеспечить расстояния между посетителями мы сможем. Единственное, что беспокоит – вероятно, большая часть людей не сразу осмелится выйти на улицу, посещать рестораны, бары. Но, мне кажется, за 2-3 месяца самоизоляции все уже настолько соскучились, что в первые 2-4 недели стоит ожидать небывалый поток клиентов.

Специальных акций мы не планируем, отпразднуем юбилей – пятилетие бара, который должны были отметить в начале апреля, но перенесли. Возможно, устроим еще вечеринку в честь того, что вся эта история с коронавирусом наконец-то закончилось.

За время пандемии мы поняли, что важно не пропадать из информационного поля, честно общаться со своим комьюнити – у бара есть очень большая поддержка, это очень ценно и нельзя потерять. Поэтому сейчас мы многое дорабатываем, попробуем открыть улучшенную версию «Сосны и Липы». А на случай второй волны вируса – мы будем готовы лучше, уже есть понимание, как вести дела. Например, пока не планируем сворачивать доставку. Впрочем, нужна ли она после карантина, покажут первые недели работы бара».

Василь Газизулин, основатель TopFranchise.ru – Лучшие франшизы России, международный эксперт в области франчайзинга:

-2

«В нашей команде 25 человек, мы предложили им перейти на удаленку, как только услышали о каком-то новом вирусе. Хорошо, что у некоторых сотрудников уже был опыт дистанционной работы – например, в декрете. Они помогли освоиться остальным. Возвращаться в офис мы не планируем до 1 сентября, возможность офлайновых встреч оставим, но хотим до минимума снизить риск заражения.

Мы – интернет-компания, наш бизнес в сети. До пандемии мы проводили ежемесячные офлайновые конференции для франчайзи, на них приезжали участники из Москвы и области. Недавнюю онлайн-конференцию посетило 77 предпринимателей из разных регионов. Так что развивать онлайн-форматы мы продолжим.

Сейчас мы прорабатываем базу заграничных контактов, обращаемся к аудитории тех стран Европы и Юго-Восточной Азии, где карантин уже снимается и экономика показывает низкое падение или даже рост, и предлагаем воспользоваться нашими сервисами по выбору и развитию франшиз. Из-за режима самоизоляции мы быстрее вышли на международный рынок, раньше такой задачи не стояло, хватало клиентов в России».

Даниил Дымшиц, основатель PR-агентства Пиархаб (среди клиентов – Aliexpress Россия, Delivery Club и др.):

-3

«На время карантина мы полностью перешли на удаленку, причем не останавливая найм – просто теперь мы ищем людей по всей России, а не только в Москве. Несмотря на специфическую сферу (PR), в регионах нашлось огромное количество очень интересных кандидатов, с безумной мотивацией и интересом поработать с федеральными брендами.

Также нам повезло, что мы еще до начала эпидемии стали работать над полностью онлайн продуктами для привлечения клиентов – например, запустили курс для пиарщиков вместе с агентством Qmarketing. Такой формат – это и возможность структурировать знания, и отличный нетворкинг, и возможность заявить рынку о себе даже в условиях удаленной работы.

Мы постараемся соблюдать все правила Роспотребнадзора, но, конечно, проще выглядит вариант дождаться максимального спада в распространении вируса – то есть выходить в офис не раньше сентября. После возвращения в офисы мы планируем ввести гибкий график, с тремя обязательными днями в офисе, двумя – удаленно. Плюс, хочется разрешить ребятам безотносительно отпуска работать как минимум 2 недели в году удаленно из любой точки мира. Однозначно будем экспериментировать с гибким режимом работы, начнем еще больше смотреть на кандидатов в регионах и пересмотрим внутренние процессы так, чтобы удаленная работа всегда была бесшовной опцией для работы».

Олег Шестаков, основатель Rush Agency Продвижение бизнеса в digital-среде & Rush Analytics:

-4

«Год назад мы начали эксперимент с удаленной работой, это помогло нам проще пережить карантин. Эффективность отдела продаж немного снизилась, но мы над этим работаем.

Возвращаться в офис планируем не раньше июля. В каком формате – пока размышляем, есть вариант работать вахтовым методом: неделю в офисе, неделю из дома. У нас хорошая площадка – 450 кв. м., арендную плату снизили на 70%. Но, возможно, бизнес-центры выше классом предложат нам условия получше. А от заграничных офисов, например, в Словакии, пришлось отказаться.

За эту весну мы потеряли 20% клиентской базы – сильно просел офлайновый бизнес, связанный с мероприятиями. Таким компаниям мы бесплатно проводили аудит их маркетинговых компаний и за счет этого сумели вернуть 4% клиентов.

Что еще помогло нам сохранить команду из 60 человек, не уйти в ноль и сейчас строить планы на работу в Европе и США? Год назад мы занялись оцифровкой бизнеса, советую сделать это и вам. Когда бизнес «залит» большими деньгами, можно делать ошибки: нанимать не тех людей, не учитывать потери до рубля, не оптимизировать процессы. Но теперь цена лида слишком выросла.

Поэтому переходите на Google Docs, внедряйте CRM, вводите KPI, оценивайте, что делает каждый отдел, даже если там три человека. Усильте коммерческий блок, увольняйте «сидельцев», оставляйте только эффективных работников, займитесь системным наймом – составьте чек-лист, чтобы на собеседовании максимально объективно оценивать кандидатов и сравнивать их между собой. Вообще, уделите внимание рутине и отчетности. Никому не хочется этого делать, мы любим бизнес, когда он веселый и классный, но сейчас это, действительно, поможет».

Подписывайтесь на канал МТС Банка в Яндекс.Дзене — актуальные финансовые новости и полезные советы о финансовой грамотности!