Найти тему
VIKENT.RU

Реакция различных видов читателей на поэтический текст по Н.С. Гумилёву

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Значимые литературные произведения

1. Николай Гумилёв, Париж, 1908 г.  Художник — Мстислав Фармаковский
1. Николай Гумилёв, Париж, 1908 г. Художник — Мстислав Фармаковский

«Прежде всего каждый читатель глубоко убеждён, что он авторитет; один - потому, что дослужился до чина полковника, другой - потому, что написал книгу о минералогии, третий - потому, что знает, что тут хитрости никакой нет: «Нравится - значит хорошо, не нравится - значит плохо; ведь поэзия - язык богов, ergo, я могу о ней судить совершенно свободно».

Таково общее правило, но в дальнейшем своём отношении читатели разделяются на три основные типа: наивный, сноб и экзальтированный.

Наивный ищет в поэзии приятных воспоминаний: если он любит природу - он порицает поэтов, не говорящих о ней, если он социалист, Дон Жуан или мистик - он ищет стихов по своей специальности. Он хочет находить в стихах привычные ему образы и мысли, упоминания о вещах, которые ему нравятся. О своих впечатлениях он говорит мало и обыкновенно ничем не мотивирует своих мнений. В общем, довольно добродушный, хотя и подвержен припадкам слепой ярости, как всякое травоядное. Распространён среди критиков старого закала.

Сноб считает себя просвещённым читателем; он любит говорить об искусстве поэта. Обыкновенно он знает о существовании какого-нибудь технического приёма и следит за ним при чтении стихотворения. Это от него вы услышите, что Х - великий поэт потому, что вводит сложные ритмы, Y - потому, что создаёт новые слова, Z - потому, что волнует путём повторений. Он выражает свои мнения пространно и порой интересно, но, учитывая только один, редко два или три приёма, неизбежно ошибается самым плачевным образом, встречается исключительно среди критиков новой школы.

2. Image by annca from Pixabay
2. Image by annca from Pixabay

Экзальтированный любит поэзию и ненавидит поэтику. В прежнее время он встречался и в других областях человеческого духа. Это он требовал сожжения первых врачей, анатомов, дерзающих раскрыть тайну Божьего создания. Был он и среди моряков, освистывавших первый пароход, потому что мореплаватель должен молиться Деве Марии о даровании благоприятного ветра, а не жечь какие-то дрова, чтобы заставить вертеться какие-то колеса. Вытесненный отовсюду, он сохранился только среди читателей стихов. Он говорит о духе, цвете и вкусе стихотворения, о его чудесной силе или, наоборот, дряблости, о холодности или теплоте поэта. Встречается редко, вытесняемый всё больше и больше двумя первыми типами, и то среди самих поэтов.

Картина безотрадная, не правда ли? И если поэтическое творчество есть оплодотворение одного духа другим посредством слова, подобное оплодотворению естественному, то это напоминает любовь ангелов к каинитам, или, что то же самое, - простое скотоложство. Однако может быть иной читатель, читатель-друг. Этот читатель думает только о том, о чём ему говорит поэт, становится как бы написавшим данное стихотворение, напоминает его интонациями, движениями. Он переживает творческий миг во всей его сложности и остроте, он прекрасно знает, как связаны техникой все достижения поэта и как лишь её совершенства являются знаком, что поэт отмечен милостью Божией. Для него стихотворение дорого во всей его материальной прелести, как для псалмопевца слюни его возлюбленной и покрытое волосами лоно. Его не обманешь частичными достижениями, не подкупишь симпатичным образом. Прекрасное стихотворение входит в его сознание как непреложный факт, меняет его, определяет его чувства и поступки. Только при условии его существования поэзия выполняет своё мировое назначение облагораживать людскую породу. Такой читатель есть, я, по крайней мере, видел одного. И я думаю, если бы не человеческое упрямство и нерадивость, многие могли бы стать такими».

Гумилёв Н.С., Читатель / Письма о русской поэзии, Пг, 1923 г., с. 57-58.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Конструктивная критика по И.Л. Викентьеву

+ Ваши дополнительные возможности:

В воскресенье 23 августа 2020 в 19:59 (мск) — бесплатная консультация Игоря Леонардовича Викентьева (Санкт-Петербург) по любым вопросам, касающихся: творчества, креативности, ТРИЗ и развития личности: от детей до профессоров.

Для ответов на Ваши вопросы будут использоваться крупнейшие в Европе базы данных, как открытые, так и закрытые, по результативным Творческим личностям и методам их работы.

Изображения в статье

  1. Николай Гумилёв, Париж, 1908 г. Художник — Мстислав Фармаковский / Public Domain
  2. Image by annca from Pixabay