Я долго ждал выхода книги на русском языке. Прочёл ещё когда по интернету гуляла англоязычная epub-версия. С тех пор не покидала мысль, что содержание воспринято неправильно. Остались вопросы: почему Сыны Хоруса враждуют друг с другом, кого убил Малогарст и почему Хорус проигрывает. Теперь я получил ответы.
(спойлеров не будет, читать можно)
Легионы предателей готовятся к осаде Терры. Перед этим требуется собрать силы на Улланоре. Хорус ранен и пребывает в коме, Малогарст пытается найти способ вернуть его к жизни.
Не все откликнулись на зов Магистра Войны: примархи Ангрон и Фулгрим давно уже стали сущностями варпа, их не волнует Ересь Хоруса. На плечи Лоргара и Пертурабо ложится задача вернуть братьев в строй.
Книга динамичная, захватывающая, с множеством сюжетных линий. Места действий: палубы Мстительного Духа, Око Ужаса, Улланор, Потоп и другие миры, что остались отголосками в варпе.
После низкодинамичной "Волчьей Погибели" "Рабы Тьмы" заходит на ура. Проверено!
Начинается кратким интро, где Сыны Хоруса несут раненого примарха — автор показывает единство легионеров. Как только Магистр Войны усаживается на трон и отдаёт последний приказ, расходятся в разные стороны.
Повествование ведётся вокруг трёх ключевых персонажей: Лайак Зарду (Несущие Слово), Малогарст Кривой (Сыны Хоруса) и Фольк (Железные Воины). Ближе к концу задействованы Аргонис и Экаддон. Джон Френч умело переключает внимание читателя с одной линии на другую в самый интересный момент, потому книга не отпускает ни на минуту. (Как Шехерезада в 1000 и 1-й ночи).
Много ярких моментов: битва Лоргара с Фулгримом, дуэль Пертурабо с Ангроном, тактические манёвры гранд-звеньев Железных Воинов, интриги Малогарста... Список можно продолжать, но я выше пообещал, что спойлеров не будет.
Железные Воины
Пертурабо больше не токсичный лидер из романа "Ангел Экстерминатус". Единственный персонаж с холодным рассудком, способный думать на десять шагов вперёд: постоянно совершенствует не только себя, но и легион. У него даже подручный сервитор способен отдать приказ флоту.
Не колеблется и не тратит время на раздумья — он действует!
Не боится неординарных решений: чего стоит только открытие варп-перехода в неположенном месте, что затянуло в Имматериум вражеские корабли. Гениальный тактический манёвр.
На пути к Потопу в варпе Железные Воины встречают утерянное боевое звено Сынов Хоруса, подверженное Чуме Нургла. Примарху предлагают принять дар богов и стать Чемпионом одного из Четверых.
Но Железный Владыка отвергает предложение!
После чего гранд-звенья Пертурабо не только надавали пинков проявлениям Хаоса, выползшим из варп-шторма, но и разогнали сам шторм.
Впечатляет!
Именно в этой книге в рядах Железных Воинов появился первый в истории Облитератор, что автоматически ставит легион в статус стального кулака Магистра Войны.
(Вы реально поверили, что спойлеров не будет? Хахаха)
Несущие Слово
Ещё одна движущая сила, на чьи плечи ложится миссия по возвращению в строй зажравшегося одемоневшего братца-примарха. Речь о Фулгриме, который, как выясняется, заперся в паутине, украв личную куртизанку Слаанеш. Да ещё и такую, что попышнее формами и похожа на самого Фулгрима (не разобрать, парень это или девушка).
Рядом с Лоргаром прорисован колоритный персонаж — Лайак Зарду, багровый апостол и магистр Безмолвных.
Настолько эпичен, что удостоился отдельной миньки (вместе со своими Рабами Клинка).
Заменил Эреба, став правой рукой Лоргара, при этом остался рабом сомнений: помимо нетривиальных способностей, рвения к поиску знаний и беспрекословной верности примарху, не стесняется свободно мыслить, сомневаться и размышлять о своём месте в жизни. На него обратили внимание Губительные Силы, нашептывая через шлем апостола мысли, раздувшие самолюбие до громкого заявления формата "Я — не раб!", приведшего к предательству.
Лоргар тоже обратил взор на Лайака. Каменная пыль окрасила часть алых доспехов примарха в серый цвет.
"У тебя всё ещё есть то, что не дает тебе окончательно превратиться в раба. У тебя есть выбор".
Апостол мысленно повторил слоги имени Фулгрима и почувствовал, как узы, сдерживающие волю демона, спали.
Сыны Хоруса
В рядах прославленных хтонийских бандитов разброд и шатания. Пока Хорус пребывает в коме, советник Малогарст Кривой пытается вывести его из этого состояния. Не все поощраяют псайкерские методы, ибо не по нраву дружба с сущностями варпа.
На примере этого легиона автор показывает противоречивую сущность Хаоса. Казалось бы, сплочённые единой целью солдаты будут держаться вместе... Но стоит выбыть из игры лидеру, как лебедь, рак и щука тянут воз на себя.
Малогарсту нужно войти в варп, чтобы встретить примарха... Фальк Кибре мешает, непонятно какую цель преследует Тормагеддон, а лидер катуланских налётчиков Кэл Экаддон вообще тёмная лошадка и непонятно, чью сторону примет. В этой неразберихе снуёт Сота-Нул, которая не прочь подкинуть суеты в эту "бочку с крысами".
Да только воз и ныне там!
Непонятно, где находится заявленный в Dramatis Personae Эзекиль Абаддон. В романе отсутствует, что намекает на его отрешённость от игр Четвёрки и плавно подводит читателя к мысли, что истинным избранником пантеона является не Хорус, а первый капитан.
Позднее об этом будет развёрнуто рассказано в одном из романов арки "Осада Терры" устами Лайака Зарду.
В романе чётко обозначено, что Хорус всё больше обретает черты варп-сущности, отбрасывая оковы материального мира.
Сквозь глаза маски Лайак видел, как мерцает образ магистра войны, сменяясь то на один, то на другой, - огромный силуэт, сплетённый из черных теней, полководец, закутанный в волчьи шкуры, с перемазанным в крови лицом и руками, король в траурном облачении и пылающем лавровом венке, принц в плаще и жемчужно-белых с золотом доспехах. Каждый образ возникал и тут же растворялся в другом, каждый из них был таким же реальным, как и остальные.
Почему же он проигрывает?
Потому что сопротивляется богам, используя их же силу.
Как только Хорус принял дары, его сущность была вплетена в мелодию варпа. Он пытается доказать Четверым, что сильнее их, не сдаётся, вечно сражается. Но не понимает, что уже принял помощь и делает нужную пантеону работу.
— Я — магистр войны. Я не стану...
— Рабом? Но вы сказали, что выбрали свой путь сами, господин, и впоследствии делали всё по своей воле. Скажите мне: возможно ли это для раба?
— Я...
— Вы выбрали сами, владыка! Вы должны подчиниться собственному выбору! Вы должны быть магистром войны, что бы ни случилось. Я не позволю вам стать чем-либо меньшим!
Малогарст вытащил нож — как и всё вокруг, не настоящий, всего лишь образ, данный чему-то, понятному лишь одной душе. Но он ощутил тяжесть ножа и холодок, коснувшийся его пальцев, когда лезвие рассекло иллюзорный воздух. У подножия трона, через целый мир, его сердца остановились.
Образ Хоруса открыл окровавленные губы, собираясь заговорить.
Малогарст вонзил нож в открытую рану на боку своего господина. Образ замер. Кривой ощутил, как по телу расползается жар, как его когти утаскивают последний отголосок его души в бескрайший океан огня. Хорус смотрел на него пустыми глазами, кровь струилась с его губ, а затем его лицо скрыло пламя, и оба они, и магистр войны, и его адъютант, распались пеплом в налетевшем ветру.
— Нет больше Луперкаля, — прошептал Малогарст из последних сил. — Возвышается Хорус.
Кого же убил Малогарст, если отражение сущности Хоруса Луперкаля бродит в Мире Резни, в Саду Нургла, Зеркальном Лабиринте и Замке Наслаждений? Советник отправился на Улланор и устранил часть души, которая...
СОМНЕВАЕТСЯ!
Об этом говорится на протяжении романа: он сомневается, вынесет ли бремя Магистра Войны, сомневается, верным ли путём идёт, ибо бросил вызов одной лжи, присягнув другой... Он хотел остаться просто Хорусом, а не вот это вот всё...
Теперь, когда сомнения отброшены, и укус Русса зажил, Магистр Войны вновь силён и готов вести воинов дальше, думая, что победит и Императора, и богов.
— Ты несовершенен. Ты несовершенен. Ты оступишься однажды, и боги оставят тебя.
— Но я не собираюсь строить империю для богов, братец. Я — магистр войны. Боги склонятся передо мной, а следом за ними склонятся все, зная, что я — их спаситель.
Лоргар рассмеялся, но его смех был ледяным.
— Нет, — ответил он. — Нет, они не склонятся.
Если в "Повелителе Человечества" Аарон Дембски-Боуден описал упадок сил Империума, то Джон Френч в "Рабах Тьмы" рассказал, как несуразно обстоят дела в рядах восставших, разъясняя, что правда гораздо хуже, чем кажется на первый взгляд.
На обложке красуется приписка "Хаос Неделимый", так как роман именно о Хаосе и его влиянии на еретиков. В ту секунду, когда четыре бога объединятся, в ту же секунду и рассорятся. Не потому что такие плохие, а потому что по-другому не могут, и всё происходит не по какому-то заранее спланированному сценарию, а потому что просто происходит...
Пантеону нужен Хорус, чтобы объединить мощь в одной сильной фигуре на шахматной доске — способ, с помощью которого Хаос может превратиться в Порядок (пусть и временно). Фигура обладает волей и до предела напичкана силой Четверых в таком количестве, что вот-вот сгорит!
Почему же в новом таймлайне Абаддон является избранником богов, но не подвержен такой стагнации? Потому что не принял силу Четверых и тащит исключительно своими возможностями!
Вердикт
Роман "Рабы Тьмы" прекрасен, он наполнен символизмом — даже на обложке узнаётся Улланор. Когда-то в этом мире Хорус стал Магистром Войны. Теперь повторилось то же самое, только его короновали Губительные Силы, а перед ним прошли верные воинства — кричащие, вопящие, крылатые и рогатые.
Одним словом, больше не герои!
На этом всё, благодарю за внимание. Поделитесь своим мнением о романе?)