Приветствую вас, дорогие друзья
Продолжим...
Попробуем рассмотреть, - как может помочь участие родных при разных недостатках речи?
- Итак, фразовая речь
Сейчас такое время замечательное, - в смысле доступности разнообразных пособий для развития речи детей, - бери не хочу! (Только не берите много денег с собой, - всё спустите...)
И не только для специалистов, но и для самостоятельной работы родителей с детьми можно многое чего подобрать.
Года 2, 3 тому назад, через родителей, - случайно где-то на них наткнулись, - мне показали пособия Татьяны Руссита - отличные пособия как раз на запуск речи:
Можно, наверное, и заказать:
- Наши народные сказки - Это просто кладезь полезных находок и приёмов для запуска речи для всех и для всего: тут вам и звуки, и повторы слоговые
("Гуси-гуси, - га-га-га..." и т.п.), и договаривание словами, и знакомые-любимые фразы и песенки повторяющиеся ("Я - колобок, колобок, запечённый бочок" и т.п.). Многократно детки будут просить вас почитать ту или иную сказку, любимый отрывочек... Потом хором с вами, а потом и сами вам будут пытаться пересказать ... Тут вам и расширение словаря, формирование грамматического строя
(категории числа, рода и т.д.) и связной речи!
Выбирайте сказку в той редакции, где сказка подаётся в классическом варианте, - кратко и лаконично, с яркими, без нагромождений, картинками - И, самое главное, - речевое окружение! Ребёнок, как губка, впитывает всю информацию, поступающую из внешнего мира, в том числе, - и речь ближнего окружения. Следите за своей речью: при ребёнке только правильная, по всем законам русского и нерусского тоже языков; вы - эталон, помните об этом...
Как же распознать нарушение речи до 3-х лет?
И что доступно родителям для занятий со своими детьми при разной симптоматике:
Постараюсь быть для вас понятной, популярно...
Итак, у ребёнка достаточный уровень разговорной речи и понимания обращённой речи по возрастным нормам (словарь, грамматический строй речи - ГСР - дальше, связная речь) Но: не произносит некоторые звуки или один звук
- Нарушения звукопроизношения (дислалия или сложная - несколько звуков, дислалия)
В этом возрасте мы говорим про физиологическое нарушение звукопроизношения, или, - естественный процесс становления речи. Здесь речь не идёт о постановке звуков, - рано.
Но: правильно подобранные артикуляционные упражнения (см. в предыдущих статьях) способствуют-подталкивают процесс появления звуков спонтанно, без постановки! - Хорошо подготовленный речевой аппарат (язык, губы, нижняя челюсть, хороший речевой выдох) - уже самодостаточен при норме для правильного звукопроизношения, - даже по подражанию могут появиться звуки спонтанно в устной речи малыша - Дизартрии Данное нарушение уже серьёзней - без специалистов не обойтись. Диагноз ставится неврологом, в сложных случаях - уже в роддоме; коррекция комплексная: медицина + логопедия. Собственно, речевая коррекция осуществляется логопедом или дефектологом. Предстоит долгая, - на несколько лет, работа, поэтому, - чем раньше начать, тем лучше результаты. Как распознать?
- В речи малыша - отдельные искажения звуков, общая «смазанность» речи - "каша во рту", может наблюдаться разной степени слюнотечение в процессе разговора, "гнусавость" - речь "в нос"
Родные занимаются по рекомендациям специалиста, - добавить больше нечего... - Алалия - это уж совсем серьёзно: системное - все категории - нарушение устной речи
- Повторюсь: Родные занимаются по рекомендациям специалиста,
Даже специалистам трудно диагностировать и квалифицировать данное речевое нарушение. Но некоторая дифференциальная диагностика доступна и родным: по показателям-наблюдениям
Как распознать?
моторная - очень скудная речь, но хорошее понимание обращённой речи; моторная-двигательная скованность артикуляции - произносительной стороны; малыш несколько критично относится к собственной речи, - интуитивно чувствует несовершенство собственной речи, - ему есть что сказать, - и оформление речи сохранно, - по возрастным меркам, но вот как использовать органы речи...
сенсорная - здесь речь идёт потоком: если сенсорному алалику захочется поделиться какой-нибудь информацией, - его трудно остановить, и сильно раздражает, что вы так непонятливы, - он же очень старается!.. А вы, между тем, слышите малопонятный монотонный повторяющийся набор слогов и слов...
Общий вывод: уже в 2, 3 года (лучше в 1, 5 - 2 года) необходимо обратиться к специалистам за консультацией (норму не берём). И, если невропатолог поставил сложный диагноз, или логопед - заключение соответствующее, - сразу же начинайте коррекционное обучение. Или же, если нет возможности - добивайтесь рекомендаций на определённый срок, - пусть специалист хотя бы "ведёт" ребёнка...
Как-то так, - государство-то самоустранилось от решения подобных насущных детских проблем...
Лайк, комментарий, подписка, - если зацепило
Спасибо, что дочитали!