Найти тему
МТС Банк

Как это было в 2008: лучшие примеры российского антикризисного менеджмента и чему они учат нас сегодня

Этот экономический шторм не первый, в который мы попали. Составили для вас подборку антикризисных решений, которые помогли российским компаниям выжить в 2008 и вырасти.

Мебельная компания «Феликс»: антикризисный рекрутинг и экономичные модели

2008: резко упал спрос на кабинеты для руководителей и другую офисную мебель премиум-качества, сильнее всего пострадали салоны в Сибири.

  • Как справились:
    пока конкуренты сокращали персонал, компания оценивала освободившихся специалистов и приглашала к себе лучших;
  • пересмотрели ассортимент, сняли с производства менее востребованные изделия;
  • разработали коллекции офисной мебели эконом-класса, выпустили мебель для дома под торговой маркой «Европа».

2020: в составе холдинга 2 фабрики, деревообрабатывающий комплекс, более 60 фирменных салонов и складкой комплекс. «Феликс» – единственный национальный бренд на рынке офисной мебели России.

Аутстаффинговая компания «Персональное решение»: диверсификация бизнеса

2008: заказов на услуги грузчиков и разнорабочих практически не стало, так как крупные стройки остановились.

  • Как справились:
    закупили оборудование и переключилась на уборку снега;
  • освоили ремонт крыш;
  • отказалась от массовой рекламы и занялась точечным маркетингом, например, потенциальным крупным клиентам с курьерами отправляли бумажные письма с индивидуальными предложениями.

2020: у компании есть франшиза, филиалы в 34 городах мира, собственная система управления трудовыми ресурсами (HRM) и робот-рекрутер. Кстати, около 15% акций распределили между ключевыми сотрудниками, проверенными в кризис.

Компания «Невские сыры»: от дистрибьюции к собственному производству

2008: снизилась покупательская способность, упал спрос на натуральные сыры, стало невыгодно заниматься дистрибьюторским бизнесом (рентабельность всего 5%).

  • Как справились:
    начали самостоятельно выпускать продукцию (раньше, например, масло «Тысяча озер» для компании производила Valio) и увеличили рента
  • бельность до 10-30%;
  • уменьшили вес сырных нарезок, упаковки по 330 гр. покупали охотнее, чем по 0,5 кг;
  • на ТВ организовали рекламную кампанию бюджетных продуктов (колбасного сыра);
  • для сокращения товарных остатков на складе ввели личную финансовую ответственность менеджеров.

2020: компания теперь называется «Нева Милк» и занимает 3 место на российском рынке сыров.

Сервис заказа еды Obed.ru: пересмотр бизнес-модели

2008: расходы компании оказались слишком высокими – и своя служба доставки, и тренеры-повара для ресторанов, в кризис это не окупалось.

  • Как справились:
    отказались от собственных курьеров;
  • перестали контролировать внутренние процессы в ресторанах-партнерах;
  • сосредоточились на маркетинге;
  • начали строить свой колл-центр.

2020: сервис работает в 31 городе и сотрудничает с более 2,5 тыс. кафе и ресторанов; по итогам 2019 года выручка составила 54 млн. рублей.

Обувная компания Ralf Ringer: развитие дилерской сети и корпоративной культуры

2008: оптовые и розничные торговцы, с которыми сотрудничала компания, разорялись один за другим; у оставшихся плохо шли продажи.

  • Как справились:
    пересмотрели сеть, нашли замену дилерам;
  • открыли собственные магазины в регионах с низкими продажами через дилеров;
  • новую коллекцию обуви сократили с 300 до 200 моделей, убрали ботинки ярких цветов и необычных фасонов, ограничившись классикой.
  • гендиректор Андрей Бережной сформулировал миссию и ценности компании и создал корпоративный кодекс.

2020: у компании 3 фабрики, интернет-магазин и розничная сеть из 150+ торговых точек; объем производства – 2 млн пар обуви в год.

Подписывайтесь на канал МТС Банка в Яндекс.Дзене — актуальные финансовые новости и полезные советы о финансовой грамотности!