Во времена правления Сталина в Москве появилось много зданий, которые потом получили название "сталинки". Но главное достижение этого периода — строительство семи высоток, новых доминант города. Рассказываем историю четырех из них.
7 сентября 1947 года Москва праздновала свое 800-летие, и именно в этот день по всему городу были заложены камни семи легендарных высоток. Это был беспрецедентный случай в истории архитектуры, когда сразу семь масштабных зданий строились одновременно по всему городу. Это было громкое заявление для всего мира — показательный пример силы, власти и могущества.
Место под высотки выбирали под определенным ракурсом: все здания стоят с учетом видовой точки, которая находится на Воробьевых горах. То есть если подняться на обзорную площадку, можно увидеть, что все они визуально выстраиваются в своеобразное кольцо вокруг Москвы. Потому что городу в тот момент нужны были новые высотные доминанты.
Здания, построенные в эпоху правления Сталина, в том числе и высотки, часто относят к стилю "сталинский ампир", но это не совсем корректно. Этот термин ввел Селим Омарович Хан-Магомедов, автор множества книг по советской архитектуре, а журналисты с удовольствием его подхватили. Тем не менее ампир — довольно строгий стиль с ярко выраженной семантикой победы и он отлично подходит для строительства, например, триумфальных арок. А высотки скорее относятся к позднему ар-деко с элементами ампира.
Мы собрали истории четырех известных высоток, а полный рассказ о "сталинках" можно послушать в нашем новом выпуске подкаста "У стен есть уши", который мы записали совместно с Музеем архитектуры им. Щусева.
Здание МИД
Авторы проекта: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус
Высотное здание Министерства иностранных дел было построено одним из первых и заняло очень символичное расположение: сооружение стоит практически в начале старой Смоленской дороги, по которой когда-то сначала зашел в город, а потом вышел Наполеон. Другую символичную деталь можно заметить, взглянув наверх — место, где крепится шпиль, имеет зубцы, очень похожие на те, что стоят на Кремлевской стене. Это немаловажный элемент демонстрирует связь с традициями и российской властью. Кстати, первоначальный проект здания не предполагал шпиля — он был спроектирован и установлен позднее по указу Сталина.
К сожалению, возможности посмотреть внутреннюю планировку МИДа нет — многие документы, в том числе чертежи, лежат под грифом секретности.
Гостиница "Украина"
Авторы проекта: Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский, Павел Красильников
Гостиница Украина — еще один архитектурный элемент пропаганды. У этого здания, расположившегося недалеко от Киевского вокзала, был сильный политический мотив — показать связь России и Украины, поэтому строили гостиницу с размахом. В ней было больше 1000 номеров, поэтому долгое время она считалась крупнейшим отелем Европы. Конечно, "Украина" была престижной и ориентировалась в первую очередь на размещение иностранцев: номера поражали роскошью, а одно из фойе украшало панно с изображением уборки хлеба — аллюзия, на богатство и сытость.
"Украину" проектировали Аркадий Мордвинов, один из авторов проекта по перестройке Тверской, и Вячеслав Олтаржевский, который проходил стажировку в США, обучаясь практике высотного строительства. После 11 лет в Америке, в 1935 году, Вячеслав вернулся в СССР, чтобы руководить строительством Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, но в 1938 его арестовали, объявив "участником антисоветской вредительской организации". Только в 1943 году архитектор написал Сталину письмо с просьбой о возвращении в Москву для строительства высотных зданий и восстановления города, разрушенного войной, — и после освобождения построил легендарную гостиницу "Украина".
Высотка МГУ
Авторы проекта: Борис Иофан, Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков
Казалось бы, главным в проекте должно было стать здание МИД. Но звание "Высотка №1" получило здание МГУ на Воробьевых горах. Но не потому, что оно самое высокое (240 метров) из сталинок, а потому что именно здесь куются лучшие умы страны.
Почти 40 лет здание считалось высочайшим в Европе, пока в 1990 году во Франкфурте-на-Майне не возвели Ярмарочную башню. На строительство масштабного сооружение ушли сотни миллионов кирпичей, а для создания стального каркаса задействованы 40 тысяч тонн стали.
Здание стало уникальным продуктом своего времени, в котором применялись все передовые технологии: стеновые панели, скоростные лифты, кондиционеры и даже кинопроекторы в аудиториях. И все это в тот период, когда большинство москвичей обходилось без горячей воды.
Высотка на Котельнической набережной
Авторы проекта: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский
Среди семи сталинских высоток было два полностью жилых дома: на Котельнической набережной и на Кудринской площади. И они оба строились по концепции "город в городе", то есть в здании было все для комфортной жизни: магазины, почта, химчистка, булочная, ателье и даже кинотеатр.
Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.
Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Кроме того, позднее получил квартиру и архитектор здания Дмитрий Чечулин — правда, на первом этаже, потому что после смерти вождя подвергся критике со стороны власти. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах.
Фото: Getty Images; pastvu.com