Вышла тут дискуссия.
Один человек говорил о том, что высшее образование - это пустая трата времени, а иногда ещё и денег. Что лучше получить профессию в техникуме или вообще пройти какие-нибудь курсы за пару месяцев.
Другой говорил о том, что высшее образование - это всегда подстраховка. Что рабочие профессии подразумевают физическую силу, здоровье. А потеряешь их, - и всё. Когда же головой думаешь, то всегда будешь востребован и при деньгах.
Третий робко замечал, что высшее образование делает людей умными, но тут оба признали, что не факт. Корочка и ум - вещи разные. Тем более, все мы знаем, как часто "образовывают" людей: пересказывают учебники и не дают даже на шаг отступить в сторону собственных мыслей.
Мне кажется, тут всё-таки мы имеем дело с крайностями.
Кому-то высшее образование нужно и даже необходимо.
Кому-то оно пользы никакой не приносит.
Я сначала окончила педагогический колледж. И ни разу об этом не пожалела. На пятом курсе меня вызывали работать в школу на полную ставку: заявка пришла прямо в колледж, так что инициатива исходила от них. Обещали всё уладить.
Четыре дня в неделю я вела русский язык и литературу, а по пятницам посещала лекции и сдавала физкультуру, которую мне заочно засчитать не захотели.
Когда получила диплом, то пришла устраиваться в другую школу. Когда директрисса узнала о том, что именно я закончила, то была очень рада. И сказала, что педагогический колледж имени Некрасова уважает: сама в нём училась. И знает, какая сильная там подготовка.
Через год я всё-таки поступила на платное отделение психологии в университет. Училась заочно: два месяца в году посещала лекции и выполняла задания. Сначала посещала все лекции, но потом всё чаще начала уходить, потому что мне было скучно. Я понимала, что трачу время. А это я не люблю.
Были лишь единицы преподавателей, которых хотелось слушать. У которых хотелось учиться. Все остальные говорили то, что и так было известно. Да и особого вдохновения от своей деятельности они не испытывали. А значит, в своих студентах искру не зажигали.
В колледже было иначе: там были маленькие аудитории, почти семейная атмосфера и куча практики. Большинство педагогов совмещали преподавание в колледже и в школе, поэтому у нас постоянно были живые примеры и разбор реальных педагогических ситуаций, а не те, которые смоделированы в учебных пособиях.
Потом я перестала работать в школе, но учёбу не бросила. Хотя если повторить этот мой жизненный этап, то учиться я бы дальше не пошла: мне бы моего среднего хватило.
Так что пунктика по поводу высшего образования у меня нет.
Учёба давалась мне легко, за красный диплом из колледжа я даже какую-то крупную сумму денег получила.
Но самообразование дало мне гораздо больше, нежели то самое образование.
Про школьные годы я вообще молчу: физику, химию, географию и биологию я изучила только тогда, когда родила сына и стала изучать с ним энциклопедии. Сначала простенькие, потом всё более серьёзные по мере его взросления.
Мне запомнился один преподаватель из колледжа. У него было только среднее техническое образование, но при этом он вёл литературу так, как не вёл её никто. Он удивительным образом объединил сведения литературы с историей, философией и культурологией. Это было нечто! Он вёл лекции даже за пределами России, издавал книги и был потрясающим человеком, с которым можно беседовать без остановки.
После знакомства с ним я поняла, что человек всегда может сделать себя сам. И его познания, его способности никогда не зависят от корочки.
Корочка нужна больше для работодателя. Для тех, кому не важно то, что реально может человек. А то, чему ему условно научили. Не разделяю этот подход. Хотя и судить не могу: ты же не попросишь врача показать свои умения. Это не та сфера, где можно экспериментировать. Так что приходится надеяться, что врача всё же чему-то научили.
Но есть сферы, где можно и не смотреть на корочку.
Даёшь человеку тестовое задание, ставишь перед ним задачу и смотришь на то, как он справится. А дальше делаешь выводы.
По крайней мере я, нанимая человека на работу, сделала бы именно так: "Покажи мне, что ты реально умеешь, а не то, что ты должен уметь". Мне это важнее.
Я не зациклена на высшем образовании.
Каждый человек сам определяет, нужно оно ему или нет.
Если мой ребёнок хочет красить кому-то ногти после школы, то он будет красить ногти. А не терять время и силы на удовлетворение моих личных амбиций.
В конце концов, образование от него никуда не денется: получить его можно в любой момент своей жизни. И лучше до него дойти самому.
Если же мой ребёнок хочет быть врачом, юристом или экономистом, то он пойдёт и будет учиться в высшем учебном заведении. Или не в высшем. Всё от потребностей зависит.
Человек сам делает свою жизнь.
Сам.
А не родитель и не общественная мысль.