Найти тему
Кит_пишет

Поток: как создать? (часть 2)

Оглавление
Первая часть опубликована на канале: https://zen.yandex.ru/media/id/5a772cec8309055b37fc5f17/potok-chto-takoe-i-gde-iskat-chast-1-5f229c0a19fb7c171829e58f

Итак, в первой части разобрались, что такое поток (а если нет, то пишите вопросы в комментарии, постараюсь разъяснить) и где его искать.

А здесь опишу некоторые общие характеристики деятельности, благодаря которым и возникает состояние потока.

1. Полное поглощение деятельностью.

По-другому: внимание должно быть полностью сконцентрировано на ограниченном стимульном поле.
В состоянии потока одновременно происходит
чувство потери себя, но вместе с ним – чувство переживания объединения с окружающим.
Человек становится частью чего-то большего, чем он сам.
Кроме того,
увлеченность деятельностью заставляет забыть о том, что обычно мешает человеку в других видах деятельности: о смущении, застенчивости и т. д.

2. Потоковая деятельность — это деятельность на грани своих возможностей.

Никогда не знаешь наверняка, получится у тебя или нет.
Классическим примером служат спортивные соревнования (никогда не знаешь точно, выиграешь или нет), ситуация опасности, риска, ситуация принятия решений.
Лично для меня (помним, моя потоковая деятельность - фотосъемка) это выглядит примерно так : когда я фотографирую, я не знаю, пока не увижу снимок, удалось ли мне показать именно то, что я хотела показать.

3. Чувство контроля.

Чем больше вовлеченность в деятельность, тем больше чувство, что я могу контролировать предмет моей деятельности, а мои способности адекватны требованиям задачи.

4. Субъективное изменение чувства времени.

Деятельность, на выполнение которой тратятся многие часы реального времени, расценивается самим человеком как мгновенная.
Это тоже знакомо почти всем: так увлекся неким делом, что и не заметил, как пролетело время; не заметила, что за окном уже стемнело, или, наоборот, рассвело; кажется, что начал заниматься этим чем-то буквально пять минут назад.

5. Структура самой потоковой деятельности выглядит примерно так:

Структура потоковой деятельности. Схема автора.
Структура потоковой деятельности. Схема автора.

6. Активность ради активности.

Потоковая деятельность приносит наслаждение. Поэтому важен не конечный результат деятельности, а сам её процесс, "процесс делания". Состояние потока всегда является состоянием, приносящим глубокое удовлетворение, наслаждение процессом деятельности.
Это наслаждение важно отличать от просто удовольствия: наслаждение в потоке – результат вкладывания значительных ресурсов внимания в некое дело.
Грубо говоря, состояние потока не придет, если человек не вложится в это дело. Поэтому Чиксентмихайи (о нем тоже можно прочесть в первой части) говорит о том, что смотрение телевизора не является потоковой деятельностью, а скорее, наоборот, уводит от неё.

7. Деятельность бросает вызов способностям человека, но человек в состоянии принять этот вызов (владеет достаточными навыками).

Схематично это можно изобразить примерно так:

Условия, при которых возникает поток. Расшифровка схемы ниже. Схема автора.
Условия, при которых возникает поток. Расшифровка схемы ниже. Схема автора.

  • Если трудность (вызов) превышает нашу компетентность в этом деле, мы получим тревогу.
    Например, я хочу поиграть в новую для меня компьютерную игру. Но я никогда в жизни вообще в них не играла (бывает и такое). Кроме того, что-то пошло не так злые разрабы и меня сразу кидает в середину игры на максимальной сложности и я абсолютно без понятия, что делать и что происходит. Если эта деятельность для меня важна, я получу тревогу, и совсем не получу потока.
  • Если способности превышают уровень трудности – нам скучно.
    Например, у меня есть любимая компьютерная игра, которую я прошла на всех уровнях сложности и знаю наизусть. Но по какой-нибудь причине мне приходится проходить её с самого начала на минимальном уровне сложности. Мне будет скучно в неё играть, ведь я точно могу справиться с уровнем посложнее. Здесь состояния потока тоже не будет.
  • Если в принципе у нас нет навыков успешного разрешения проблемной ситуации – впадем в апатию.
    Например, мне неинтересны компьютерные игры, я не умею в них играть, и не стремлюсь научиться. И все эти сюжетные ходы, проработанный мир, возможности прокачки меня вообще не трогают.

А потоковая деятельность находится на грани между трудностью и способностями человека.

Эта деятельность трудна для меня, но я достаточно компетентна, чтобы её выполнить. Это может быть совсем непросто, но мои способности, навыки, умения, опыт позволяют мне делать это. И еще, самое важное - мне нравится делать это. Я хочу преодолевать препятствия, совершенствоваться в этом и продолжать это делать - для меня кайф в процессе. И тогда это поток.

И это точно случалось с каждым из нас. А если нет - теперь вы знаете, как это исправить. А может быть, какая-то ваша деятельность была и есть потоковой, только вы этого не замечали?

Спасибо за внимание.