Продолжаем серию познавательных статей про условную классификацию велосипедов, и сегодня поговорим про байки, которые созданы, чтобы наполнить вашу жизнь приключениями!
По названию статьи понятно, что именно объединяет гревелы, туринги и циклокроссы — они похожи на шоссейники, но спроектированы под более широкую резину. Геометрия рамы в большинстве случаев действительно похожа на шоссейную, руль — баран, и колёса диаметром 28 дюймов, однако, разница с классическими велосипедами для шоссе есть, и сейчас мы попробуем научиться их отличать. Начнём с конца.
Циклокросс
Давайте сначала разберёмся, что вообще за странное слово циклокросс. Английское слово Cyclocross (сокращённо CX) дословно переводится на русский как велокросс, то есть кросс на велосипеде. Велокросс как спортивная дисциплина уходит корнями в начало XX века, когда в 1902 году французский солдат, и любитель велосипедов по совместительству, Дэниель Гуссо решил провести первый чемпионат Франции по велосипедному кроссу. Соревнования изначально заключались в том, что участники должны были добраться из одной точки на карте в другую вместе с велосипедом, преодолевая холмы, реки и буераки. Сейчас принцип немного изменился, и спортсмены ездят-бегают не из пункта А в пункт Б, а по закольцованной трассе, но тоже на пересечённой местности.
Изначально спортивная дисциплина называлась стипль-чез, но в обиходе почему-то такое название не прижилось. Сейчас стипль-чезом называют скачки с препятствиями, а также лютый вид бега с барьерами и бассейнами в лёгкой атлетике.
Откуда ноги растут понятно, давайте по конструктиву — для того, чтобы успешно катать через броды и грязюку, а также таскать велосипед на плече в холм с большим градиентом, дорожную раму прошлось немного модифицировать.
В первую очередь у циклокросса (как и у гревела и туринга) вилка и перья шире шоссейных, чтобы в них можно было поставить более широкую резину с грязевым протектором.
Во-вторых, верхняя труба расположена чуть выше, а расстояние между колесом и нижней трубой увеличено. Эти изменения сделаны чтобы байк можно было удобно нести на плече, ну и вопросов по накопившейся на переднем колесе грязи было меньше.
В-третьих, наклон рулевого стакана изменён так, чтобы придать велосипеду больше манёвренности на невысоких, по сравнению с шоссе, скоростях — в грязи 45 км/ч особо не покрутишь, а вот контроль никогда лишним не будет.
На гоночных циклокроссах, как правило, спереди две звезда в системе, однако есть маркетинговый тренд на установку одной.
Тормоза на циклокроссах обычно дисковые, но есть и старые вариации с канитлеверными тормозами — стандартные клещевые не ставят по той причине, что в них не засунуть широкую резину. Это же утверждение будет справедливо и для турингов и для гревелов.
В качестве материалов для рамы и вилки обычно используется алюминий и карбон, некоторые производители вроде Surly, варят циклокроссовые рамы из стали, но это скорее исключение, чем правило. Викла у циклокросса всегда жёсткая. Конструктивные особенности циклокросса во многом обусловлены тем, что велокросс — официальная спортивная дисциплина, поэтому велосипед должен соответствовать техническим регламентам Международного Союза Велосипедистов (UCI). В этом плане у конструкторов турингов и гревелов таких ограничений нет.
До появления гревелов, циклокросс считался универсальным велосипедом для однодневных приключений — поездок, с участками асфальта, грязи, комбинацией просёлочных и лесных дорог.
Если б я сейчас выбирал себе циклокросс из магазина, я бы присмотрелся к Giant TCX SLR 2 на гидравлике SRAM Apex.
Туринг
Touring с английского переводится как туризм, так что очевидно, что такие велосипеды должны быть заточены под длительные туристические поездки. Философия туринга построена на том, что велосипедист никуда не спешит, а многодневное приключение не должно причинять физического дискомфорта.
Как видно, по сравнению с циклокроссом, у туринга более «расслабленная» геометрия, больше похожая на классический эндюренс-байк, но с меньшим перепадом высоты между рулём и седлом.
На раме турингов часто можно разглядеть крепёжные болты, на которые устанавливаются крылья, держатели для сумок, корзинки и другие туристические аксессуары. Концепция, когда вы не таскаете грузы на себе, а распределяете их на разных частях рамы велосипеда, называется байкпакинг.
Система может содержать разное количество звёзд, хоть одну, хоть две, хоть три. Материал рамы, как правило — сталь, а если быть точнее, то хромомолибденовая высоколегированная сталь (Cro-Mo или хромоль), реже алюминий и карбон, и этому есть разумное объяснение. Если вы поехали в велопутешествие по непознанным тропам Сибири, то при поломке рамы, у вас должна быть возможность заварить её в любом гараже. С хромолью такой фокус прокатывает, а вот с алюминием и карбоном — нет.
Так как со стальными трубами довольно сложно придумать какой-то интересный профиль кроме круглого, туринговые велосипеды разных производителей зачастую сложно отличить друг от друга.
Если рассматривать туринг из магазина, в том же ценовом диапазоне, что и циклокросс в начале статьи, то я бы смотрел на самый популярный в регионе туринг — Author Ronin. Его ближайший конкурент Kross Esker 4.0 пока только-только появляется на дорогах, возможно, к нему тоже стоит присмотреться.
Гревел
Философия гревела — впитать все прелести endurance-байка и дать возможность велосипедисту в какой-то момент свернуть с ровного асфальта на просёлочную дорогу, не сильно потеряв в скорости и комфорте. Давайте вспомним, какие геометрии были у endurance и touring и наложим их на гревел.
В целом, получилось что-то среднее — вполне спортивная шоссейная посадка на широкой туристической резине. Будем считать, что именно это классическая геометрия для гревела, однако, концепция развивается и конструкторы частенько экспериментируют, так что тут кто во что горазд.
Например, у немецкого гревела Canyon Grail CF SL руль напоминает сушилку для белья.
Американская компания Salsa выпустила гревел Cutthroat с туринговыми креплениями под байкпакинг и геометрией от маунтинбайка.
Их соотечественники из Cannondale выпустили в этом году гревел Topstone в амортизирующей консольной вилкой Lefty и шарнирным креплением заднего треугольника.
Исландская компания Lauf поставила на гревел True Grit свою фирменную пружинную вилку с ходом 30 мм.
Ребята из компании Niner (Колорадо, США) вообще сделали гревел MCR 9 RDO в виде двухподвеса на амортизаторах FOX с рулём-бараном.
С таким зоопарком навесное оборудование тоже может быть любым, но чаще используют шоссейные или циклокроссовые линейки типа SRAM Apex 1 или SRAM Force. Однако, относительно недавно самый популярный в России производитель компонентов Shimano выпустил прямо отдельную линейку оборудования для гревелов GRX.
Материал рамы и вилки чаще всего алюминий и карбон, хотя ребята типа вышеупомянутых Surly могут сделать и из стали, а на заказ вам могут и из титана гревел сообразить.
По поводу выбора гревела — тут всё сложно, самый очевидный выбор Specialized Diverge, про него я уже писал в статье Specialized Diverge 2021: самый обсуждаемый гревел мая, но ценник в 178 тысяч совсем не христианский. Если выбирать из того, что более или менее доступно, то визуально мне нравится Merida Silex. Да-да, я знаю все эти шутки про Merida, но Макс Морель, к примеру, ездит на похожей Merida Silex 600 и радуется.
Если вам понравился материал или он просто был вам полезен, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
По теме рекомендую предыдущие статьи какими бывают шоссейные велосипеды и как отличить трековый велосипед от шоссейного?
Благодарность:
1. Павлу Скрипниченко за комментарий по поводу регламента UCI;
2. Павлу за уточнение по велосипеду Макса Мореля.
3. Антону Черенкову за комментарий про количество звёзд в системе. Посмотрел Чемпионат Мира 2019, действительно поголовно две звезды.
P.S. Кстати, коплю на гревел.