Найти в Дзене
Свобода во Христе

Притча о неверном управителе

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:1-9).

При истолковании этой, наверное, самой сложной из всех притч Иисуса мы, как правило, делаем две ошибки: во-первых, отождествляем господина с Господом, чего в данном случае делать нельзя.

А во-вторых, думаем, что Иисус хвалит неверного управителя.

Вы тоже так думаете? Одобряет ли Христос действия неверного управителя? Да, хозяин в притче выразил некое мирское одобрение изворотливости своего слуги. А что говорит Иисус? Хвалит ли Он управителя? «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Здесь нет никакой похвалы или одобрения. Потому что Господь продолжает: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:10-13).

О чем это? О неверности. Христос осуждает неверность. Бог против всякой лжи и всякого лукавства, потому что такому человеку нельзя доверять не только Царства Божьего, но даже управление его собственным домом.

Бог называет это управление «малым» и обличает неверного управителя. Это одно.

Далее. Христос делает из притчи два вывода.

Вывод второй: невозможно служить Богу и мамоне.

Вывод первый: всё, что у нас есть, должно служить спасению как нашему, так и окружающих нас: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Как нам понять эти слова?

Господь не делает неверного управителя положительным героем, - он так и остался неверным и не раскаивается в своей неверности. Он хочет избежать последствий своего греха. Иисус не может с одобрением рассматривать этот персонаж, потому что как Ахан, как Анания и Сапфира, как Иуда Искариот неверный управитель оказался приперт к стенке. Грех раскрыт, наказание неизбежно.

Изощренный ум подсказал ему выход, который показался ему единственно возможным, – подлог, замена расписок. Одним преступлением покрыть другое. И при этом попытаться заручиться поддержкой других хозяев, сделав им добро.

Что же должники? Они прекрасно знают, что становятся соучастниками преступления, но бизнес есть бизнес, ничего личного. Кроме того доказательств вины нет, расписка на месте, подпись на месте – все шито-крыто.

Скорее всего, сам хозяин на их месте поступил бы точно так же, иначе он не похвалил бы изворотливого управителя.

Мы не знаем, чем закончилась эта история, да это и неважно. Скорее всего, ничем хорошим для управителя, потому что подлог был раскрыт, и хозяин с ироничной усмешкой похвалил слугу неверного за воровскую догадливость. Но эта похвала не сулит неверному слуге ничего хорошего.

-2

Как в знаменитом фильме: «За изобретение ставлю «пять», а по предмету – «неуд». Вор остался вором, хотя и очень догадливым. Раб, который стал управителем, остался все тем же подлым рабом.

Как же понимать слова Христа: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ?

Скорее всего так: когда мы делаем добро, люди будут помнить нас добрым словом и будут благодарны, даже если мы сделали это из нечистых побуждений. Отношения между людьми укрепляются добром, которое мы делаем друг другу. Даже если я не хотел помочь, но под давлением обстоятельств все-таки помог, - я все равно приобрел друга. И не только на земле.

Об этом говорят и другие притчи Иисуса, например о неправедном судье, который, оставаясь неправедным, все-таки сделал добро благодарной вдове. Иисус ставит нам его в пример. Как вы думаете относилась вдова к судье после этого случая?

Или в притче о ленивом сыне, который никак не хотел идти работать в винограднике отца, но все-таки пошел.

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Посмотрите, как попытался это сделать Закхей, начальник мытарей (Лк.19:1-10). Половину своего неправедного богатства он сразу же отдал нищим. А из другой половины возместил убытки тем, кого он обидел. И возместил в четырехкратном размере.

Что на это сказал Иисус? «Ныне пришло спасение дому сему»(Лк.19:9), то есть дому Закхея, потому что он сразу приобрел массу друзей. Причем не только на земле.