Все фанаты Темного Рыцаря задавались вопросом, а насколько Бэтмен здоров? Не место ли ему в лечебнице Аркхем вместе со всеми, кого он поймал. Этот вопрос был тщательно исследован в комиксе "Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле" от Гранта Моррисона.
Вопрос этот стоял весьма остро с годов этак 50-ых, когда поднялся возглас одного австрийского профессора о влиянии комиксов на психику читателей. По настоянию этого человека, комиксы подверглись жесткой цензуре. Ситуация долго не утихала, а когда утихла, оставила пятно на всей индустрии. Некоторые персонажи особенно явственно почувствовали нападки в свою сторону, например наш ненаглядный Бэтмен. По защитнику Готэма в те времена смачно проехался каток цензуры, истории перестали быть драматичными или нуарными, а стали детскими и нелепыми. Темного Рыцаря долго вытаскивали из детского сада, особенно много усилий приложил Фрэнк Миллер и, пожалуй, Грант Моррисон. Именно о усилиях последнего сегодня и пойдет речь.
Думаю, сразу стоит сказать, что ценность этого комикса особенно очевидна в культурном контексте. Зная историю отношений цензуры и Бэтмена все играет новыми красками, а вопрос о вменяемости Темного Рыцаря становится предельно неоднозначным. Если хорошенько задуматься о том, что именно отличает Брюса Уйэна от обитателей дурки, то отличий вы найдете не много. Он тоже глубоко закрытый человек, социально отстраненный, ему трудно проявлять эмпатию, а вся его жизнь выстроена вокруг его психо-травмы. Согласитесь, что такой психологический портрет не очень-то и подходит к адекватному человеку.
С этими мыслями вы, пожалуй, и закончите читать комикс. Весь рассказ выстроен таким образом, чтобы посеять зерно сомнения касаемо вменяемости человека, который надевает костюм летучей мыши. Думаю, у Моррисона получилось развить эту тему и однозначно установить, что Бэтмен точно не здоров. Ну да что я тут размусолил, давайте поговорим о других, не менее важных аспектах истории, чем идейная база.
- Сюжет. Посадить Брюса Уэйна в замкнутое место вместе с его противниками и взглянуть на них с точки зрения того, что оба они теперь отличаются разве что целями и мотивами, весьма смелое сценарное решение.
- Художественная составляющая. Дэйв Маккин делает все, что может сделать художник, чтобы у образов появились формы и лица. Такими брошенными, жалкими, страшными и одинокими обитатели Готэма предстают пред нами впервые. У всех болезней и страхов появились тела. Каждая страница содержит предельную концентрацию атмосферы дома для душевнобольных.
- Думаю, что все же стоит сказать, что в комиксе есть много рассуждений о границах. Где что начинается, а где что заканчивается. Здесь вам и рассуждения о боге, о месте человека в мире, о субъективном восприятии всего сущего и несущего.
Думаю, что после прочтения данной статить вы понимаете, чем важна и интересна данная история о Бэтмене. Она не только смело говорит о том, о чем никто не говорил, но и шепчет вам интересные, но от того не менее жуткие мысли.