Наверняка многие слышали глубокий, низкий звук, приходящийся на сильную долю одновременно с бас-барабаном, в различных жанрах электронной музыки и хип-хопе. Чаще всего в этом качестве выступают звуковые элементы под названием 808 и 909. О них и расскажем далее.
Немного истории
В начале 80-х годов в связи с бурным развитием электронной музыки (тогда как раз начинало зарождаться техно, была развита сцена краут-рока) стали появляться первые драм-машины. Они представляли собой небольшие пульты с набором кнопок, за каждой из которых можно было закрепить определенный звук. Быстро обрели популярность драм-машины и у исполнителей поп-музыки: их было значительно удобнее транспортировать, в отличие от традиционной барабанной установки, а чтобы играть на них, не нужно было никаких особых навыков. Полюбились музыкальные инструменты за их синтетическое звучание и представителям быстро набирающего обороты пост-панка.
Одной из первых компаний, которая начала их производить, стала японская фирма Roland Corporation, известная своими электронными фортепиано. В начале 80-х годов прошлого века она выпустила две модели драм-машин: Roland TR-808 и Roland TR-909, которые сразу завоевали любовь музыкантов. И вот почему.
Что особенного в 808 и 909
В отличие от популярных ныне «железных» драм-машин, устройства того времени не сэмплировали заранее загруженный в них звук, а полностью синтезировали его. В них были заранее настроенные типы звучания, похожие на звук барабанной установки. Однако благодаря широким возможностям в области настройки музыкального инструмента с его помощью можно было получить практически любой саунд.
В ходе экспериментов музыкантов с 808-й и 909-й машинами выяснилось, что kick на них можно «накрутить» так, что вместо привычного всем звука «бочки» он издает некое подобие протяжного низкочастотного гула. Никакие другие драм-машины, существовавшие на тот момент, не давали такой возможности. Позже подобный звук так и стали называть: 808-й и 909-й.
В каких жанрах применяют?
Звук быстро стал популярен у исполнителей электронной музыки. Его можно услышать в техно, дабе, экспериментальной электронике и даже в эмбиенте того времени. Кроме того, он прочно занял свое место в хип-хопе. Битмейкеры начали его использовать в качестве так называемого sub-bass, то есть глубокого баса, дополняющего основную басовую линию. Со временем 808 и 909 стали задействовать почти во всех стилях танцевальной музыки: хаусе, драм-энд-бейсе, гэридже, дабстепе.
А позже 808 и 909 дали толчок возникновению new-school хип-хопа. Зачастую в поджанрах этого музыкального направления почти вся партия ударных построена из слегка видоизмененных сэмплов 808-й и 909-й драм-машин и различных хэтов. Особенно хорошо это заметно в трэпе и клауд-рэпе.
Как получить в современных условиях?
Сегодня драм-машины Roland TR-808 и Roland TR-909, уже ставшие классическими, стоят довольно дорого. Так, осовремененные версии машин доходят в цене до 100 000 рублей. У аутентичных машин из 80-х стоимость еще выше.
Однако существуют способы, благодаря которым музыкант может получить необходимый звук без использования роландовского «железа»:
- применение сэмплов 808 и 909;
- применение VST-инструментов;
- использование FL Studio.
Давайте поговорим о них подробнее.
Сэмплы 808 и 909
Сегодня существуют самые разные библиотеки сэмплов, записанных с 808-й и 909-й драм-машин. В них входят и столь популярные басы, и звуки остальных инструментов. Для создания музыки с их помощью достаточно скачать понравившуюся библиотеку и загрузить ее в «железный» сэмплер или сэмплер секвенсора. Сделать это можно на нашем сайте.
VST
Получить саунд классических инструментов от Roland можно и с помощью VST, загрузив их в секвенсор, которым пользуется музыкант. Оригинальные VST выпускаются самой Roland Corporation и стоят гораздо дешевле «железных» машин, однако есть очень много виртуальных инструментов сторонних разработчиков, копирующих звук 808 и 909. Некоторые из них даже распространяются бесплатно.
FL Studio
Создать звук, очень напоминающий 808 и 909, можно с помощью стандартных средств FL Studio. Отлично подойдет для этого предустановленный в программу синтезатор с тремя осцилляторами. Вот что потребуется, чтобы «накрутить» глубокий бас:
- На первом и третьем осцилляторах установить в качестве типа волны синусоиду.
- На втором осцилляторе выбрать тип волны, расположенный в окне плагина прямо под синусоидой.
- С помощью компрессора увеличить время атаки и уменьшить время затухания звука. Делается это с помощью регуляторов attack и release соответственно.
- Все! 808 готов. Конечно, звучать он будет не совсем так, как звучит образец, записанный с железного инструмента, или VST от Roland, но очень и очень похоже.
Несколько советов, как с помощью 808 и 909 получить «жирный» бас
Звучание сэмплов 808 и 909 «из коробки» отличается от того, которое можно услышать в трэп-битах или DNB-композициях. Оно менее протяжное, не такое объемное и гудящее. Однако добиться точно такого же саунда совсем нетрудно. Для этого достаточно установить на дорожку с сэмплом компрессор и выставить соответствующие параметры. Вот несколько рекомендаций по настройке:
- Уменьшите время атаки.
- Увеличьте время затухания звука. Это сделает бас более протяжным.
- Слегка повысьте значение параметра gain.
Также на трек с сэмплом можно добавить немного реверберации. Это тоже повысит глубину баса.
Желаем успехов в творчестве!