Найти тему
СССР-75737

Ил-114. Прошлое и настоящее.

Облик перспективного турбовинтового самолета для местных авиалиний КБ Ильюшина начало прорабатывать ещё в далеком 1982 году.

Тогдашний "Аэрофлот " оценивал потребность в 1500 бортов, предполагая заменить при помощи Ил-114 устаревающие Ан-24 и Як-40.

Поскольку предполагалось использовать самолет на аэродромах с короткими ВВП, спроектировали крыло большого удлинения достаточно большой площади - 82 кв.м.

Двигатели планировали ставить ТВ7-117С разработки НПП им.Климова.

Первый полет состоялся 29 марта 1990 года, а с 1992 года начались сертификационные испытания.

5 июля 1993 года второй прототип разбился при взлете с аэродрома ЛИИ в Жуковском. Это была серия из пяти испытательных полетов по программе определения шумов на местности. Причиной катастрофы считается сбой в электронном блоке управления воздушным винтом правого двигателя. Погибло 7 человек.

Сертификат МАКа самолет получил только в апреле 1997 года.

Изначально производство планировалось на двух предприятиях: МАПО им Дементьева (бывш. "Знамя Труда") и ТАПОиЧ (Ташкент). Но МАПО быстро отказалось от дальнейшей постройки, признав самолет не перспективным. При этом и само КБ"Ильюшина" сократило затраты на дальнейшие работы по проекту, сосредоточившись на доводке Ил-96-300. В этих условиях основная нагрузка по проекту легла на ТАПОиЧ, которое к тому же находится в другом государстве (Узбекистан).

Первые серийные самолеты планировалось эксплуатировать в узбекской авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" . Несколько бортов были уже собраны, но стояли на хранении в ожидании получения сертификата. Впоследствии первые два серийных самолета попали в авиакомпанию "Выборг", а на бортах для авиалиний Узбекистана была проведена замена части российских комплектующих на импортные.

-2

В первую очередь заменили ВСУ . Отечественная ВСУ ВД-100 имела очень малый ресурс и была ненадежна. Её заменили на Allied Signal 36-150KL (аналогичную ставили на Bombardier BD-700). Потом поменяли климовские двигатели ТВ7-117С на канадские "Pratt & Whitney" 127H. Дело в том , что ТВ7-117С на то время имели ресурс в 800 часов, а канадские двигатели 6000 часов и весили на 210 кг меньше. При этом американские банки активно кредитовали ТАПОиЧ на условиях замены российских комплектующих на импортные. Также была произведена замена авионики на Rockwell Collins и интерьеров на C&D Aerospace .

В конечном счете в обновленном Ил-114-100 было примерно 40% импортных комплектующих. Эксплуатация этой версии началась в 2003 году.

(Продолжение следует)