Конкуренты идут в атаку
Городские похоронные компании жалуются на натиск со стороны нахрапистого столичного бизнеса.
В мэрии Ярославля 9 июля прошёл круглый стол, посвящённый проблемам ритуального бизнеса в нашем городе. Собрались представители организаций, работающих в этой сфере, и профильные подразделения мэрии. Провёл встречу мэр Владимир Волков — занятная иллюстрация к теме того, что без пресловутого ручного управления сейчас не обойтись в самых разных отраслях. При этом его эффективность зачастую оказывается крайне невысокой. Проблема же обсуждалась очень важная.
Цитата
— В таком формате встреча с представителями ритуального бизнеса проходит впервые. Мы всегда открыты к диалогу, оказанию помощи и всесторонней поддержки. Главное для нас — разработать честный и прозрачный механизм осуществления этой деятельности, чтобы она велась в правовом поле, а все вопросы нужно решать за столом переговоров, — отметил Владимир Волков.
Могилы копать нельзя?!
«Главное для нас — разработать честный и прозрачный механизм осуществления этой деятельности, чтобы она велась в правовом поле, а все вопросы нужно решать за столом переговоров», — заявил мэр Ярославля Владимир Волков, и с такой постановкой задачи поспорить невозможно. Но что же привело к конфликту разных игроков на рынке похоронных услуг нашего города?
Собравшиеся, как отметила пресс-служба мэрии, «обсудили насущные проблемы предоставления ритуальных услуг, ценовой политики, соблюдения СанПиН». Один из предпринимателей пожаловался на то, что муниципальная похоронная служба ограничивает деятельность коммерческих организаций. «У нас, представителей бизнеса, нет возможности осуществлять копку могил», — сказал Александр Новожилов.
Владимир Волков отметил, что задачи как-то ограничить деятельность предпринимателей ни в коем случае не стоит: «Муниципальная похоронная служба создана для контроля за соблюдением порядка, а деятельность не может ничем регламентироваться, кроме законодательства и СанПиН».
Нужно пояснить, что муниципальная структура МКУ «Служба городских кладбищ г. Ярославля» распределяет участки под захоронение умерших граждан, то есть осуществляет те функции, которые возложены на органы местного самоуправления согласно законодательству. А другая организация, МКП «Специализированная служба по вопросу похоронного дела», по словам Александра Новожилова, «заявляет, что никто, кроме неё, не может копать могилы. Хотя по закону человек может заказать эту услугу у кого угодно или выкопать самостоятельно, если у него нет денег либо по каким-то другим соображениям».
Ситуацию разбирали антимонопольщики, и ответ УФАС по Ярославской области был таким: «При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня».
Честно или нет?
В Ярославле более 30 компаний, которые оказывают ритуальные услуги, и все они сталкивались с таким проявлением локального монополизма. У чиновников есть свои резоны. Как сообщают ярославские интернет-ресурсы, руководство МКП «Специализированная служба по вопросу похоронного дела» имеет иную позицию: «Мы муниципальная служба и не только работаем на себя, но и заботимся о гражданах города. К нам обращаются люди, мы оказываем им услугу по копке могил. Кроме того, существуют предписания СанПиН. Нас контролируют и проверяют».
«Прежде чем конкурировать, надо добиться того, чтобы условия на рынке были одинаковыми для всех. Мы чётко отслеживаем не только стоимость услуг, но и качество. О какой честной конкуренции можно говорить?» — такие возражения предпринимателей против позиции руководства МКП звучали на встрече с мэром города.
Комментарии в социальных сетях красноречиво и недвусмысленно говорят о сути проблемы. К примеру, такой: «Монополия везде, москвичи-монополисты везде. Как с мусором, так и в похоронном деле». В чём причина таких выводов, кроме параллели с ситуацией 2018 года, когда тендер величиной в 16 млрд рублей на вывоз твёрдых коммунальных отходов выиграла очень известная столичная компания «Хартия»?
Конечно, вхождение на финансовоёмкий ярославский рынок похоронных услуг иногородних игроков было ожидаемо после смены местной власти и прихода на капитанский мостик выходцев из Подмосковья. Но бизнес — штука жёсткая, борьба за деньги идёт везде и всегда нешуточная. Её отголоски ещё долго будут слышны в Ярославле.
Свободных мест нет
Нельзя сказать, что проблемы передела ярославского рынка были единственными, которые обсуждались на круглом столе. Для простых людей жизненно важен, да простится такой термин в применении к теме погребения, вопрос о территориях для захоронений. Увы, проблема острой потребности в новом кладбище периодически обсуждается в коридорах местной власти, но всерьёз вперёд не продвигается.
Можно вспомнить разве что странную историю с назначением в апреле 2018 года Георгия Гудымы директором муниципального казённого учреждения «Служба городских кладбищ г. Ярославля», а в августе того же года — главой администрации Кировского и Ленинского районов областного центра.
«Вероятно, в части похоронных дел чиновник проявил себя хорошо, раз ему доверили управление жизнью центральных районов города», — высказали тогда предположение наблюдатели.
И жестоко ошиблись: Георгий Гудыма установил рекорд, пробыв на высокой должности всего семь дней. А вскоре на него было совершено нападение, но без ограбления. Сам пострадавший заявлял, что «это могли быть люди из похоронного бизнеса, криминальные схемы которых пытался разоблачить на предыдущем месте работы».
Кстати, тоже в 2018 году тогдашний мэр Ярославля Владимир Слепцов заметил, что «свободных и пригодных для захоронений секторов на Осташинском кладбище практически не осталось, а те, что есть, будут заполнены за месяц, максимум за два». Он сообщил тогда, что в Ярославском районе определён участок в несколько десятков гектаров, на котором будет обустроено новое кладбище. Как говорится, а воз и ныне там, да и смена власти в городе явно отвлекла от решения застарелой проблемы. Поэтому вполне закономерно, что вокруг кладбищ периодически кипят такие сильные страсти. Где дефицит, там конкуренция, которая, как мы знаем по событиям в других городах, вполне может закончиться и «кладбищенскими войнами». Интересы людей при этом никто даже и учитывать не будет.
Нужно добавить: всё, что дал тот самый разрекламированный круглый стол в мэрии — туманная декларация о намерениях: «Участники встречи договорились в ближайшие несколько недель сформировать рабочую группу, чтобы вместе создать регламент взаимодействия, который будет регулировать деятельность в сфере оказания ритуальных услуг и благоустройства захоронений». Такие формулировки по старой чиновничьей традиции призваны завуалировать полное отсутствие какого-либо прогресса по предмету переговоров.