Сотни миллионов рублей уже потрачены, а сроки открытия отремонтированного путепровода власти Ярославля даже прогнозировать не решаются.
В городе с конца мая запрещён проезд по Добрынинскому мосту из-за дефектов в пролётном строении. Сквозное движение по отремонтированной полосе путепровода было открыто 12 мая, но уже через пару недель вышли на поверхность вопиющие нарушения при проведении капитального ремонта. Сейчас дату возобновления движения мэрия уже не рискует называть, а вся история многомиллионного проекта обрастает конспирологическими версиями.
Уже трещит по швам
«Новый мост трещит по швам. Пролёт путепровода пришлось закрыть снова. Как рассказал мэр Ярославля со ссылкой на экспертов, из-за “критичных значений для эксплуатации путепроводов”. Власти города теперь не знают, когда откроют движение по Добрынинскому мосту. В мэрии взяли тайм-аут на неопределённое время. Эксперты проверяют документы проекта и думают, как такое могло произойти, а главное, что теперь делать», — вот так кратко и ёмко обозначили наблюдатели нынешнюю крайне запутанную ситуацию с ремонтом Добрынинского моста, одной из самых оживлённых магистралей Ярославля. Когда откроется проезд, соединяющий Брагино с центром, сказать никто не берётся.
«В конце мая в ходе ежедневного мониторинга были выявлены дефекты в пролётном строении. Сейчас проектная организация представила “Научно-исследовательскому институту мостов и гидротехнических сооружений” варианты устранения данных дефектов. Авторский надзор проверит все документы, все расчётные схемы. Конечно же, выдадут свои заключения. Схема движения остаётся прежней», — сообщил директор департамента городского хозяйства мэрии города Ярослав Овчаров.
«Эксперты “Научно-исследовательского института мостов и гидротехнических сооружений” произвели перерасчёт несущей способности пролётных строений и выявили критичные значения для безопасной эксплуатации путепровода», — заявил мэр Ярославля Владимир Волков, создавая впечатление, что проблема возникла не из-за просчётов подрядчика, а появилась совершенно неожиданно.
А ещё совсем недавно, в начале мая нынешнего года, тон официальных заявлений по этой теме был бодрым, оптимистическим и весьма уверенным. Ещё бы, ведь группа компаний «ЕКС», главный исполнитель работ, 4 апреля отчиталась, что на путепроводе уже началась асфальтировка. Более того, мост открыли для транспорта, что вызвало вздох облегчения водителей машин, а также пассажиров автобусов и маршрутных такси, вынужденных делать крюк в объезд. Конечно, для понимания нынешних событий нужно вспомнить предысторию ставшего скандальным громкого мегапроекта.
Реконструкция Добрынинского путепровода началась осенью прошлого года. Проект масштабный, поэтому его завершение было намечено на октябрь 2020-го. Капитальный ремонт проходит в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Работами, на которые было выделено более 490 млн рублей, занимается подрядная организация АО ГК «ЕКС».
«Мост включён в план капитального ремонта на 2019–2020 годы. Стоимость составит более 1 млрд рублей. В список запланированных работ вошла замена деформационных швов, укрепление пролётных строений, замена перильных ограждений и освещения. Возле жилых домов со стороны Ленинского района будут установлены шумозащитные экраны. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт успешно прошла госэкспертизу. Деньги уже выделены. В этом году приступим к работам», – сообщал в 2019-м Ярослав Овчаров, тогда занимавший пост директора МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» мэрии Ярославля.
Провал неожиданный, но неизбежный
Заметим, что ещё в 2018 году эксперты авторитетного «Научно-исследовательского института мостов и гидротехнических сооружений» побывали в Ярославле и детально исследовали Добрынинский путепровод. Они заявили, что ездить по мосту опасно.
«Ограждения безопасности на всём сооружении не удовлетворяют требованиям по высоте и по удерживающей способности, их общий износ достигает 90%, — пришли к выводу сотрудники НИИ. — Ряд несущих конструкций эстакады со стороны Брагина не пригоден для безопасной эксплуатации. Отмечены обширные участки разрушения бетона с коррозией арматуры на консолях ригелей, на которые опираются балки».
Однако тогда городские власти решили не закрывать движение по мосту, а лишь сузили проезд и установили ограничение скорости. В феврале и марте 2019 года было выполнено штатное обследование путепровода, по результатам которого общее техническое состояние характеризовалось как предаварийное.
И вот тогда наступил день 3 июля 2019 года, когда на мосту эксперты «зафиксировали провал деформационного шва на аварийных опорах», как о том сообщили в управлении информационной политики мэрии Ярославля. Проще говоря, произошло ЧП. «Обнаружено разрушение деформационных пластин. Это металлические пластины, которые служили закрытием швов между балками путепровода», — пояснил начальник отдела развития и эксплуатации автомобильных дорог департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Наталья Климчук.
Добрынинский мост сразу же закрыли для движения, ведь полумеры уже были бы смерти подобны. Общественный транспорт пошёл в объезд. «Движение автобусных маршрутов № 8 и 78, маршрутных такси № 38, 61 и 71 организуется следующим образом. Маршрут автобуса № 8 разделён на два: 8К (от ТРК “Ярославский Вернисаж” до улицы К. Либкнехта) и 8Б (от 15-го микрорайона до Ярославского моторного завода). Автобус № 78 и маршрутные такси № 38 и 71 продолжат следовать с объездом через улицу Чкалова и проспект Октября без заезда на улицу Добрынина и Промышленное шоссе. Маршрутное такси № 61 следует по проспекту Октября, Ленинградскому проспекту без заезда на Промышленное шоссе, улицу Добрынина, улицу Чкалова», — сообщила по горячим следам пресс-служба мэрии Ярославля.
Жители города и ныне продолжают совершать путь в объезд моста, несмотря на недавние обещания властей завершить капремонт «качественно и в срок» и открыть путепровод для транспорта. Деньги же на приобретший дурную славу у ярославцев проект продолжают выделяться. И очень внушительные. Так, в конце июня этого года стало известно, что 392 млн рублей получит Ярославская область из федерального бюджета на развитие дорожного хозяйства. И из этой суммы 292 млн направят на завершение капитального ремонта Добрынинского моста. На эти деньги, по официальным сообщениям, «предстоит отремонтировать съезды, лестницы, обновить опоры, покрасить конструкции путепровода». Продолжение эпопеи с Добрынинским мостом намечено на осень.
Досье
Добрынинский путепровод находится в эксплуатации более 30 лет, при этом ни разу не ремонтировался. В 2012 году было проведено обследование моста, по результатам которого выявили, что объект находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Остаточный ресурс до проведения капитального ремонта, по оценкам департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, уже был к тому моменту исчерпан.