Задачи, которые решает ребенок на математике в 1 классе, по сути, даже не требуют математических знаний - достаточно обыкновенного бытового опыта, который есть у каждого 6-7-летнего ребенка.
И родители, глядя, как мучается ребенок этими элементарными задачками, психуют: "Ну что здесь непонятного? Ребенок-то не глупый -
Почему он не может решить такую простую задачу?
Причина зачастую очень простая - учеба по методу "открытия знаний".
Если вы занимаетесь по учебникам Петерсон - то это, возможно, ваш случай. Прежде чем объяснить тему, ребенка ставят в ситуацию, когда он "сам обнаруживает необходимость в дополнительных знаниях".
По-русски говоря, бесконечно чувствует себя на уроке математики полным идиотом, который ничего не знает и не понимает, и вряд ли когда-то поймёт: ведь из урока в урок ему показывают, насколько никчемны его знания и навыки.
Так, ребенок привыкает верить, что математика - это невероятно сложная наука, которую он никогда постичь не сможет. И "если решение оказалось слишком легким, значит - оно наверняка неправильное".
Вторая причина проблем с задачами в 1 классе - это слабые навыки чтения.
Ребенок и рад бы правильно решить - и способен на это, и даже верит в свои силы, но вот беда: читает плохо и невнимательно, и условие понять не может.
Обе эти проблемы можно попробовать решить, предложив ребенку научиться переводить задачи с русского языка на язык математики.
Дисклеймер: то, что будет описано ниже - это НЕ способ, которым нужно решать задачи.
Это - методика, которая поможет научить ребенка внимательно читать условие задачи, разбирать его на логические части и анализировать.
А главное -
НЕ БОЯТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ, РАССУЖДАЯ В РАМКАХ СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.
А если не боишься, думается гораздо легче :-)
Математика - это язык общения
«Математика - это поэзия идеи», - говорил Эйнштейн.
Ну, поэзия - не поэзия, а язык уж точно. Математики, физики, разработчики, инженеры, ученые смотрят на числа и формулы и видят в них целую историю, увлекательный рассказ о каком-то событии или состоянии.
У тех, кто занимается наукой, это «видение» приходит со временем.
А ребенку такой "язык математики" может сильно облегчить восприятие задач.
Расскажите ему, что математика - это такой же язык общения, как английский или японский.
Люди во всем мире договорились использовать одинаковые знаки для обозначения одних и тех же человеческих слов и понятий - чтобы люди, говорящие на разных языках, могли понимать друг друга.
А раз знаки используются вместо речи, раз математика - это язык общения, значит можно научиться переводить с «человеческого» языка на математический.
Надо лишь выучить, какие "человеческие" слова что обозначают в математике.
Переводим с человеческого на математический
Договоритесь, что будете переводить так:
- (что-то) и (что-то), вместе, всего - знак "плюс" (а еще может быть скобочками "( )", если решите расписывать так составные задачи)
- на сколько-то больше - знак "плюс"
- пришли, прилетели, добавили - тоже знак "плюс"
- на сколько-то меньше - знак "минус"
- уехали, вышли, отняли, уменьшили - знак "минус"
Каждый раз, когда чего-то добавляется или увеличивается - знак "плюс", а каждый раз, когда чего-то уменьшается - знак "минус".
Теперь начнем учиться переводить на язык математики.
Пример 1. Сколько всего
Прочитаем задачу:
Мама испекла 3 пирожка с капустой и 5 с яблоками. Сколько всего пирожков испекла мама?
А теперь будем еще раз читать условие - на этот раз медленно, и сразу же записывать "на языке математики".
Мама испекла 3 пирожка с капустой...
- Первое число, которое нам встретилось - это 3. Запишем его.
... и...
- Слово И запишем в виде знака "плюс".
У нас уже получилось 3+
...5 пирожков с яблоками...
- Запишем дальше число 5.
Теперь у нас получилось 3 + 5
... Сколько всего пирожков испекла мама?
- "Всего" - это по нашему словарю "плюс", а его мы уже написали. Значит, вопрос тоже уже записан.
Можно смело записать знак "равно" и решить. Оказалось не так уж и сложно.
После решения обязательно сделайте краткую запись!
Краткая запись позволяет упорядочивать мысли. Не забывайте учить ребенка не только решать задачи, но и правильно их записывать.
Пример 2. Было - Стало
Прочитайте задачу:
На ветке сидело 3 снегиря, прилетело еще 3. Сколько снегирей стало?
Теперь читаем еще раз и сразу же записываем.
На ветке сидело 3 снегиря...
- Запишем первое число 3.
... прилетело...
- По нашему словарю слово "прилетело" обозначает "плюс". Поставим его.
У нас уже получилось 3+
...еще 3.
- Запишите 3.
У нас уже получилось 3+3
Сколько снегирей стало?
- Проверяем, записан ли вопрос. В нашем словаре «стало» обозначается плюсом - значит, вопрос записан.
Теперь можно просто решить.
Задачи про «осталось» расписываем таким же образом.
Пример 3. Составные задачи.
Первый раз читаем условие задачи.
Мама купила 5 кг. яблок и 4 кг. груш. Из 3 кг фруктов сварили компот, из остального сварили варенье. Сколько кг фруктов потратили на варенье.
Теперь медленно читаем и сразу записываем:
Мама купила 5 кг. яблок...
- Запишем число 5
... И ...
- Запишем - в соответствии с нашим словарем - знак "плюс"
... 4 кг. груш...
- Запишем число 4
У нас уже получилось 5 + 4
...Из (3 кг) фруктов...
Обратим внимание на то, что теперь у нас не яблоки и груши по-отдельности, а слово "фрукты" - то есть яблоки и груши вместе.
В знак того, что груши и яблоки стали Вместе, объединим их круглыми скобочками.
У нас получится (5 + 4)
...сварили компот
"Сварили" - по нашему словарю "истратили", а значит, знак "минус".
Запишем - 3 (столько, сколько было истрачено)
У нас получилось (5 + 4) - 3
...из остального сварили варенье...
Проверяем, записана ли эта фраза.
Было: 5+4, истратили: 3. Остальное получится, когда мы это сосчитаем.
...Сколько кг фруктов потратили на варенье?
Проверяем, записан ли вопрос. Да, это как раз "остальное", о котором мы говорили в условии.
Решили. Оформлять будем?
Как сказано выше, написанное - это не способ решения, а методика разбора (понимания) задачи.
Несмотря на то, что решение уже получено, нужно обязательно сделать краткую запись - хоть и получается немного наоборот.
Зачем писать краткую запись, если уже есть решение?
Краткая запись очень важна.
Задачи, которые можно решить "бытовым способом", закончатся уже во 2 классе. И дальше потребуется умение структурировать тексты, а также упорядочивать и обрабатывать свои мысли = умение делать краткую запись.
Не зря же говорят, что "хорошо написанная краткая запись" = половине решения.
Учиться делать краткую запись можно, используя выражение, которое получили при "переводе" задачи с русского на математический.
Успехов малышам!
____________________________________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com