Алтайский край подарил стране немало творческих самородков. Михаил Евдокимов приехал в Москву отсюда, а потом вернулся на малую родину… Отсюда же приехали покорять столицу еще два человека, творчество которых стало частью русской культуры – Василий Шукшин и Валерий Золотухин.
Они были хорошо знакомы друг с другом, входили в ближайшее окружение Владимира Высоцкого. При этом, Золотухин пару раз признался, что ему было непонятно, почему бард называл Шукшина своим близким другом – ведь в его компании он практически никогда замечен не был.
ОБИДА НА КЛАССИКА
Валерия Золотухина волновали не до конца выясненные отношения с Василием Макаровичем – они оба талантливы, оба с Алтая, оба любили выпить. Но Заолотухин никогда не упоминал о пагубной привычке писателя публично, а Шукшин не раз говорил, что ему малоприятно общество подвыпившего актера, а один раз даже назвал его «наш алтайский дурачок». Шукшин принципиально не ходил на премьеры фильмов с участием Валерия Сергеевича и не звал сниматься к себе.
Удивительно, что после смерти писателя именно Золотухина называли «вторым Шукшиным», так как актер профессионально занялся писательством. Это смущало и даже раздражало Золотухина.
- Шукшинские традиции никому не дают покоя из живущих за Уральским хребтом. А хочу писать не как Шукшин, а как Битов! – отмечал в своем дневнике Валерий Золотухин.
СОЧИНЕННАЯ КОМПАНИЯ ВЫСОЦКОГО
Актер часто писал о своем знаменитом земляке, хотя при жизни они действительно избегали друг друга. Так, в начале 1989 года Валерий Сергеевич рассуждал о том, почему Высоцкий называл писателя своим другом, хотя никто не видел их рядом.
- Не слышал я, чтобы они встречались. Во ВГИКе общение могло быть. Но вряд ли стоило их именовать друзьями, - писал Золотухин.
Актер долго держал обиду на писателя за то, что тот не приглашает его в свои фильмы, и в Театр на Таганке никогда не приходил, один раз только, на «Деревянные кони».
- Шукшину были малоприятны и даже более мои проявления в обществе. И все равно это ни о чем серьезном не говорит. А Володя к концу жизни себе компанию сочинил: Шукшин, Тарковский, Тодоровский, - рассказывал Валерий Золотухин.
Но все это соперничество и обиды в отношениях с уже ушедшим классиком прекратились в 1990-е годы, когда Золотухин был вполне доволен сравнениями его с Шукшиным. Уже в конце 80-х актер выступает на Шукшинских чтениях.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ЛЮБИМОВА
Эти чтения стали причиной громкого скандала. Золотухин выступил довольно резко, после чего на него обрушились критики за его отношение к евреям: называли антисемитом и даже черносотенцем.
Золотухину в Театр на Таганке приходили сотни писем с гневной критикой его выступления. Несколько писем с обвинениями в холле театра вывесил его руководитель Юрий Любимов, не поговорив перед этим с актером. Золотухин был в шоке и впал в депрессию.
За коллегу заступился его друг Иван Бортник, который лично защищал Золотухина в кабинете Любимова. Также актеру написал писатель Валентин Распутин, назвавший его выступление хорошим.
Актеру несколько лет припоминали его антисемитскую речь, а после … стали считать полноправным преемником традиции Василия Шукшина. В середине 90-х актер и режиссер Евгений Матвеев сказал Золотухину: «я тебя после Шукшина первым считаю».
В том году актер спросил вдову Василия Макаровича Лидию Федосееву-Шукшину о том, действительно ли писатель называл его «алтайским дурачком», на что актриса ответила, что никогда не слышала негатива в адрес Золотухина от мужа, тем более про «алтайского дурачка».
Друзья! Лайки и подписки – приветствуются!
Спасибо за уделенное внимание – ждем вас снова на канале «КиноНытик»