Найти в Дзене
Курская правда

Светофор над пустынной улицей...

5 августа в мире отмечают День светофора. У курских светофоров своя история, о которой и пойдет речь

Светофор над площадью Перекальского в начале 60-х годов
Светофор над площадью Перекальского в начале 60-х годов

В СССР первые светофоры появились в 1930 году в Москве и Ленинграде. До Курска это устройство добралось к концу 1934-го, когда город уже стал областным центром. Газета «Молодая гвардия» по этому поводу писала: «С 1 января главные улицы города получат световые знаки и светофоры, что даст возможность правильно регулировать уличное движение. На первое время светофоры будут установлены в центральных пунктах города – у бывших Московских ворот, на Красной площади и на углу улиц Дзержинского и Невского...»

Курск, Красная площадь, 1949 год. Регулировщицы в парадной форме.
Курск, Красная площадь, 1949 год. Регулировщицы в парадной форме.

Но так ли уж необходим светофор в городе с минимальным уличным движением? Не правильнее ли вначале положить на центральных улицах асфальт (поверх потрепанной булыжной мостовой), устроить ливневую канализацию, позаботиться об освещении?

Тем не менее светофор в Курске появился – на два года раньше, чем Государственная автомобильная инспекция. Город, засидевшийся в провинциальных, стремился в будущее.

Великая Отечественная война внесла коррективы в дорожные планы Курска. Светофоры пропали еще в первые месяцы оккупации: их сняли и вывезли в «фатерлянд» немцы – так же, как трамвайные рельсы и питающие городской электрический транспорт кабели.

Автомобильное движение в ответственных точках города тогда регулировалось вручную: вначале военными регулировщиками, позже –регулировщицами.

Военный регулировщик на перекрестке улиц Дзержинского, Верхней Луговой, Добролюбова в 1944 году
Военный регулировщик на перекрестке улиц Дзержинского, Верхней Луговой, Добролюбова в 1944 году

«Самым ответственным местом в городе тогда был перекресток, где к улице Дзержинского сходились улицы Добролюбова и Верхняя Луговая, – вспоминал историк Владимир Степанов. – Крутой и опасный спуск для транспорта с Полугоры, частое снование крестьянских возов между Покровским и Барнышевским рынками настоятельно требовали присутствия здесь уличного регулировщика».

По воспоминаниям Степанова, в 50-х годах в Курске светофоры заработали на улицах Ленина, Добролюбова, Дзержинского, Садовой, площади Перекальского. На тот момент устройства работали в ручном режиме, рядом со светофорной стойкой ставили стеклянную будку, в которой за пультом находился сотрудник в форме.

Светофор над перекрестком улиц Ленина и Марата в первые месяцы оккупации
Светофор над перекрестком улиц Ленина и Марата в первые месяцы оккупации

По воспоминания очевидцев:

«В 50-х годах светофор на площади Перекальского мигал в автоматическом режиме желтым светом и все. Будка, откуда можно было управлять светофором, присутствовала, но почти никогда там милиционера не было. В конце 60-х – начале 70-х в Курске был один работающий светофор, на перекрестке Дзержинского и 50-лет Октября. Причем с улицы 50-лет Октября поворот налево был запрещен, нужно было повернуть направо, а затем развернуться. Второй светофор примерно в 1974-1975 годах установили на Садовой, в этом же году – на Кирова, вот тогда и пошла массовая установка светофоров».

То есть, по-настоящему это устройство стало востребованным в Курске только через несколько десятилетий, после того как первый светофор появился над перекрестками. А уж сегодня без них нормальную городскую жизнь просто трудно представить.

Подготовил

Виктор КРЮКОВ

по материалам

курских краеведов