Найти тему

Как реагировать на буллинг в школе?

Оглавление

Многие в школе проходили через буллинг. Нас учили применять одну из тактик: игнорировать обидчика или ударить в ответ. В большинстве случаев ни одна из этих тактик не работала, а наоборот только ухудшала ситуацию. Сегодня мы постараемся разобраться в том, что такое буллинг, какой он бывает, как реагировать учителю и что можно сделать вместе с классом.

Что такое буллинг?

Буллинг — это «бой», в котором один хочет сражаться за победу, а другой нет. Со стороны первого такая борьба и превращается в буллинг, ведь его оппонент не хочет или не может ответить обидчику. Буллинг всегда направленный и намеренный, он не бывает случайной обидой.

Буллинг бывает нескольких типов:

  • социальный буллинг разрушает репутацию жертвы, результатом такого буллинга будут чувство стыда и унижения.
  • физический буллинг подразумевает причинение вреда жертве или его/ее собственности
  • словесный буллинг включает в себя обидные высказывания, «клички»
  • кибербуллинг причиняет вред посредством использования телефонов, социальных сетейю это скорее способ передачи словесного и социального буллинга.

Чтобы распознать буллинг, необходимо следить за такими проявлениями, как превышение силы (чаще старшие обижают младших или более сильные задевают более слабых), повторяющиеся случаи, направленность действий. Драка двух мальчишек за школой не будет считаться буллингом, пока оба хотят драться. А вот если один бьет другого каждый день после школы, здесь уже нужно принимать меры.

Подвергающиеся буллингу дети и подростки редко сообщают об этом учителю. Чаще они поделятся с другом или родителями, но гораздо вероятнее, что будут переживать внутри себя. Причинами сокрытия фактов обиды могут быть:

  • отсутствие человека, заслужившего доверие
  • чувство стыда
  • страх того, что рассказанное только ухудшит ситуацию
  • отсутствие веры в то, что кто-то может им помочь.

Дети боятся делиться с учителями, потому что учителя могут рассказать о неприятной ситуации своим коллегам. Так о неприятности могут узнать и другие, а рассказывать большому количеству людей о своей слабости — неудобно, стыдно и противно.

Что делать учителю?

Да, многие скажут, что один в поле — не воин, но и один учитель может начать путь к школе без буллинга. Начать можно со своего класса, приходя в который, ученики будут чувствовать себя спокойно, уверенно и защищенно. Далее, коллеги будут брать пример с вас и ваших действий, а это уже победа.

Что же может делать учитель, если ученика обижают:

  • выслушать. Не просто сделать вид, а действительно выслушать
  • поддержать пострадавшего, придать ему/ей сил, сказать что ребёнок храбр и может справиться с обидчиком
  • не пытаться «допросить» обидчика, этим вы можете навредить — показать недоверие к обратившемуся и дать обидчику ещё больше власти и поводов продолжать конфликт
  • не пытаться решить проблему за пострадавшего; вмешавшись прямо, вы можете усугубить ситуацию — ещё больше отнять власть у пострадавшего, показав его несостоятельность
  • не распространять такую конфиденциальную информацию дальше в виде сплетен — никто не хочет, чтобы о его слабостях узнавали окружающие.
  • поинтересоваться тем, как вы можете помочь — иногда ребёнку необходимо высказаться и набраться тем самым сил. Дайте ученику решить, как он хочет поступить в сложившейся ситуации, но поддержите и разделите ответственность с ним
  • следить за ситуацией с пострадавшим, обращать внимание на происходящее в классе.

Вот так может выглядеть примерный ответ жертве буллинга:

«Мне очень жаль, что такое произошло с тобой. Спасибо, что доверился/лась мне. То, что сделал (имя обидчика) — очень низко и подло, не думай, что ты виноват(-а) в этом. Я всегда поддержу тебя, ты можешь обратиться, если тебе снова нужна будет моя поддержка. Как ты думаешь, что мы можем сделать в этой ситуации?»

Как можно бороться:

  • Обсудить с подростками тему буллинга (можно использовать следующие вопросы:
  • How do you understand bullying?
  • What different types of bullying are there?
  • Is bullying a big problem at your school?
  • Why do people bully each other?
  • What kind of person is a bully?
  • Do bullies need help? What kind?
  • What can people who are bullied do to stop the bullying?
  • Is it always best to stand up to a bully?
  • What advice would you give to someone who is bullied (a) online and (b) physically or emotionally?
  • Do you think you've ever bullied anyone?
  • Why is being a bully uncool?
  • Создать свод правил, в которых ясно будет прописано, что можно и нужно считать буллингом (смотри здесь)
  • Организовать Kindness bucket (каждый день/раз в неделю каждый пишет кому-то комплимент, на перемене, когда все покидают класс, один человек остаётся и проверяет, у всех ли есть записки, если кому-то ничего не написали, то он пишет записку этому человеку, чтобы тот не чувствовал себя одиноким)
  • Создать атмосферу, в которой все равны, нет любимчиков, нет изгоев
  • Предложить школьному руководству внести пункты про буллинг в школьные документы, включив туда такие вопросы как: описание буллинга, план действий при возникшей проблеме (кому должны сообщать ученики/родители о случившемся, что должен делать учитель, узнав о ситуации)
  • Предложите посмотреть видео песни о буллинге, написанной братьями, организовавшими группу Dat Stern:

  • Предложите выполнить задания к видео и разберите текст
  • Задайте написать короткое эссе, можно анонимное, о том, что такое буллинг, приходилось ли сталкиваться учащимся с такими ситуациями
  • Организовать тестирование, в котором попросить студентов описать ситуации, в которых они оказывались — так учителю будет проще видеть такие ситуации

Случалось ли вам встречаться с этой проблемой? Как вы справлялись? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на наш канал!