Новая тематическая неделя будет посвящена журнальному делу в России. На первый взгляд, весьма специфическая тема, но не стоит забывать, что журналы — суть СМИ, а значит и политическое оружие.
⠀ ⠀
Начнём с первого нетрадиционного (не нравоучительного) журнала в XVIII веке — с сатирической «Всякой всячины», издаваемой Екатериной II в 1769-1770 гг. Жанр сатиры был выбран императрицей не случайно, в отличии от традиционных поучений и разного рода изданий с характером «моралите», сатира позволяла более тонко, ненавязчиво и интересно публиковать свои мысли. Журнал подавался как «улыбательный», но содержанием своим был схож с английским «Спектейтром» и был направлен на «искоренение пороков».
Однако в первом же номере авторская позиция выявляется довольно четко: все люди несовершенны, следует различать пороки и слабости (такое деление вводится специально, дабы показать, что все «наветы» на высшие гос.чины, вызваны не пороками последних, а исключительно их слабостями). Сам же журнал в лёгкой форме высмеивал суеверия, завистливость, зазнайство, и другие частные пороки. Также редакция не гнушалась вступать в полемику с «оппозиционными сатириками», тем же Сумароковым и Новиковым. Истинный же посыл этого журнала вполне ясен: если и есть какие-то проблемы в тридевятом царстве, то начните-ка лучше с самих себя, прежде чем на государство лаять.
Интересен и ещё один момент, в журнале встречаются отсылки на античность, а последние выпуски — «Барышек всякой всячины» (остаток, неизданное) вовсе содержат переводы античных сатириков. Встаёт вопрос: ну где Россия XVIII века, а где Древняя Греция и Рим?
Думается, что для Екатерины Великой они действительно находятся близко. По крайней мере, ей хочется так думать. Подобные контекстные сравнения ставят Российскую империю в один ряд с великими предшественниками, а значит и её лично в один ряд с великими императорами (что относительно справедливо), но самое интересное, что и народ русский в ее глазах — античный демос.
Но стоит напомнить, что к демосу относилась только та часть населения, которая изучила семь свободных искусств (~наук), все остальные же назывались «охлос». И действительно, воспитывать Екатерина хотела не какой-то там народ (не крепостных и батраков, и даже не свободных горожан), её целью были итак уже вполне «воспитанные» дворяне. Такой вот нестандартный вариант лечения крамолы (смуты, недовольства властью), по сравнению с методами нынешних пропагандистов канала Россия 24, вполне себе даже изящный. Ибо не потому что «на Украине» или «в Америке», а потому что «тиран Калигула...»
Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Чтобы знать об истории еще больше, читайте нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»