Найти в Дзене
Проект «Хистори»

Бесы, духи и прочая журнальная нечисть XVIII века

Одним из первых оппонентов Екатериновской «Всякой всячине» стал сатирический журнал «А́дская по́чта, или Переписка хромоногого беса с кривым», выпускаемый Фёдором Эминым, профессиональным авантюристом и выдумщиком. О биографии издателя мы знаем немного: он предпочитал о себе не распространяться и на ходу придумывал новые рассказы о жизни; в конечном итоге мы видим целых четыре варианта развития его судьбы, — весьма интересный литературный приём для того времени.
Вдохновившись французскими аналогами, Эмин писал в форме философско-сатирических писем, что в целом больше походило на цельное литературное произведение, нежели на форму обычного журнала. В переписке хромоного беса с кривым затрагивались темы как европейской политики, так и русской жизни: скандалы светской жизни империи, критика крепостного права и едкие замечания о литературе Петербурга (что было очень на руку самому Эмину как писателю). Но вскоре из-за возникшей полемики с Екатериновским журналом бесы "доплясались", издание

Одним из первых оппонентов Екатериновской «Всякой всячине» стал сатирический журнал «А́дская по́чта, или Переписка хромоногого беса с кривым», выпускаемый Фёдором Эминым, профессиональным авантюристом и выдумщиком. О биографии издателя мы знаем немного: он предпочитал о себе не распространяться и на ходу придумывал новые рассказы о жизни; в конечном итоге мы видим целых четыре варианта развития его судьбы, — весьма интересный литературный приём для того времени.

Вдохновившись французскими аналогами, Эмин писал в форме философско-сатирических писем, что в целом больше походило на цельное литературное произведение, нежели на форму обычного журнала. В переписке хромоного беса с кривым затрагивались темы как европейской политики, так и русской жизни: скандалы светской жизни империи, критика крепостного права и едкие замечания о литературе Петербурга (что было очень на руку самому Эмину как писателю). Но вскоре из-за возникшей полемики с Екатериновским журналом бесы "доплясались", издание подверглось преследованиям и в итоге закрылось, успев выпустить только шесть номеров с июля по декабрь 1769 года.

Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale
Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale

Переписка бесов стала образцом баснописцу всея Руси Ивану Андреевичу Крылову: в 1789 году тот издал журнал «По́чта ду́хов, или Учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Там было все тоже самое — сатира, носящая в основном бытовой характер, осмеивающая разврат, коррупцию; философские рассуждения о политике, положении дворян в обществе, о моральном долге, определяющем звание «честного человека». Журнал просуществовал чуть больше года.


В 1906 году дело Эмина «воскресили» Зиновий Гржебин и Евгений Лансере, выпустив
антимонархический журнал с таким же названием и яркими карикатурами. Риторика издания была категоричной и дерзкой: журнал стремился превратить сатиру в оружие, «сделать ощутительным для читателей чёрный фон <…> ненависти» к царизму и приветствовал бунт молодёжи. Для журнала писали Горький, Бальмонт, Бунин, Куприн и многие другие видные литераторы. В №1 редакция заявила, что ставит перед собой задачу бороться «против насилия и насильников, рабства и поработителей». Не трудно догадаться, как сложилась судьба журнала – издатели успели опубликовать всего три номера, а четвертый был конфискован уже в типографии.

Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!

Чтобы знать об истории еще больше, читайте нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»