Найти в Дзене

Несовершенства школьной программы

Сегодня, в кругу родителей, да и учителей, слышно много дебатов по поводу несовершенства школьной программы. Что-то родители считают абсолютно лишним, где-то учителя пытаются выбить лишние пару часов на важные темы своего предмета. В частности, вопрос уменьшения часов для уроков русского языка и литературы вызывает, по меньшей мере, недоумение у обеих сторон. Вместе с тем, есть мнение, что и в программе русской литературы введено много «ненужных» для пытливого детского ума книг. Поговорим сегодня о любви и страданиях русской литературы, часть которой заложена в школьную программу.
Недавно прочитала статью. Пересказывать ее нет смысла, а вот тезисно приведу. Довольно интересный взгляд, как пить дать, родителя школьника, на вопросы морально и нравственного воспитания молодежи посредством той же великой и могучей русской классики.
«...Великая русская литература пропитана человеческими мучениями. Достоевский, Пушкин, Толстой, Чехов, Куприн и другие писатели — все как один

Сегодня, в кругу родителей, да и учителей, слышно много дебатов по поводу несовершенства школьной программы. Что-то родители считают абсолютно лишним, где-то учителя пытаются выбить лишние пару часов на важные темы своего предмета. В частности, вопрос уменьшения часов для уроков русского языка и литературы вызывает, по меньшей мере, недоумение у обеих сторон. Вместе с тем, есть мнение, что и в программе русской литературы введено много «ненужных» для пытливого детского ума книг. Поговорим сегодня о любви и страданиях русской литературы, часть которой заложена в школьную программу.
Недавно прочитала статью. Пересказывать ее нет смысла, а вот тезисно приведу.

Довольно интересный взгляд, как пить дать, родителя школьника, на вопросы морально и нравственного воспитания молодежи посредством той же великой и могучей русской классики.

«...Великая русская литература пропитана человеческими мучениями. Достоевский, Пушкин, Толстой, Чехов, Куприн и другие писатели — все как один рассказывали нам захватывающие истории самых разных, но одинаково страдающих героев.
Я с детства зачитывалась русской классикой и однажды серьезно задалась вопросом, как на нас влияют литературные установки, заложенные школьной программой? За время взросления детей, от 5 до 11 класса, несмышленые мальчики и девочки превращаются во взрослых юношей и девушек, у них формируются первые убеждения и принципы, закладываются понятия любви и дружбы. А уроки литературы должны помочь детям прожить этот опыт взросления и задать правильный нравственный ориентир.

Великая русская литература стремится ответить на вечные вопросы бытия: об отношении отцов и детей, о любви, о смысле жизни, о счастье и о многом другом. Но через все это многообразие сюжетов красной нитью тянется одна важная мысль — не стоит надеяться на хеппи-энд. Нас взращивают словно на убой, предлагая посмотреть, как сложились судьбы героев, истории которых рассказывают великие русские классики. Анна Каренина бросилась под поезд, бедная Лиза утопилась, несчастная Маша Троекурова вышла замуж за старика Верейского, а Катюша Маслова оказалась на каторге.

Читая эти истории, мы, безусловно, примеряем на себя образы героев, которым симпатизируем и сопереживаем, а потому заучиваем как мантру: не надо обольщаться и ждать от жизни чего-то хорошего — за все придется горько заплатить.

Классическая русская литература в принципе строится вокруг культа страдания. Ведь только страдая, человек может осмыслить свою жизнь и, пройдя все круги ада, очиститься и искупить свои грехи. Ангельски чистая Сонечка Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить отца-выпивоху и троих его детей. Отвергнутая Онегиным Татьяна выходит замуж за нелюбимого человека. Получившая выстрел Лариса Огудалова берет в руки пистолет, чтобы сымитировать самоубийство и спасти таким образом Карандышева. Жертвенная женская позиция — это норма, заложенная в основу русской литературы. Наслаждаться жизнью — плохо и даже греховно. А вот «бог терпел и нам велел» — самое то.

Конечно, оправдывать себя с помощью литературных героинь — это по-детски смешно и глупо. Но, согласитесь, удобно: любой неудачный жизненный сценарий можно легко найти в классической книге. Мужчины относятся к тебе как к вещи? Лариса Огудалова знает об этом не понаслышке. Свекровь не дает житья? Катерина из «Грозы» была в твоей шкуре. Жизнь вроде бы сложилась, но быть счастливой не получается? Анна Каренина чувствовала что-то похожее. Опасность таких параллелей в том, что девочки, по мнению психологов, мыслят и воспринимают мир в связности — в отличие от мальчиков. Для них важна идентификация, сравнение себя с героиней. И потому книги оказывают огромное влияние на девичьи фантазии и на любовные предчувствия.

Многие произведения русской классики в принципе закладывают в голове модель невротических отношений. Грубо говоря, если любишь, то должна страдать. Чем сильнее страдания, тем крепче любовь. Конечно, любые психологические проблемы, в том числе зависимости и созависимости, человек выносит из детства, а не из книг. Но и отрицать тот факт, что школьные уроки литературы влияют на наше мировоззрение, нельзя. Великая русская литература растит в нас моральные ценности, учит сопереживать, совершать поступки, настраивает некий культурный код, в конце концов, развивает память, речь и мышление.

Но, может быть, все-таки стоит разбавить школьную программу более оптимистичными книгами, где у героев есть светлое будущее, а не только терзания и страдания? Какие книги вы убрали бы из школьной программы? А какие обязательно добавили?»

Автор, к сожалению, не известен.
Подготовлено по материалам открытой печати.

 Больше о деятельности общественной организации Севастопольские мамы Вы можете узнать на сайте севмама.рф.

#Урокилитературы, #русскаякласcика, #воспитание, #моральнравственность, #жизникаконаесть, #Севастопольскиемамы