Найти тему
БЛОЖенная

Выгодно ли брать на работу бывших учителей: за и против от работодателей

Оглавление

Когда я читаю дискуссии на тему, терпеть или увольняться учителям, у меня всегда возникает резонный вопрос: а если увольняться - то куда? В пустоту - глупо, а сельские учителя в массе своей при уходе из школы попадут именно в пустоту. Работы в деревне не так много, чтобы разбрасываться относительно стабильной, да еще с зарплатой на бюджете.

Но чем крупнее населенный пункт, тем шире возможности для трудоустройства. В крупных городах учителя вообще не нервничают по поводу новой работы, потому что с их опытом и закалкой многие работодатели готовы их с руками оторвать.

Но, как оказалось, не все так просто. Я обсудила этот вопрос с двумя директорами (ну вот только с таким количеством могла лично доверительно пообщаться), а потом, для чистоты эксперимента, почитала еще несколько мнений в сетях. И вот какая интересная картина получается: почти все хором называют равное количество плюсов и минусов работника - бывшего педагога. Так что, уважаемые коллеги, читаем и не обижаемся, если в каких-то проявлениях узнаем себя.

Ну, сначала, как водится - резоны "за" от работодателей:

1. Учителя послушные.

Многолетняя привычка исполнять любые, даже явно идиотские указания руководства, въедается в подкорку. И если вы скажете, что это не так - то почему именно в образовании так лихо реализуются непрерывные реформы по всем фронтам? Да потому что отпора нет. Все вольнолюбивые уходят, а остальные - безропотные исполнители.

2. Учителя ответственные (аккуратные, пунктуальные).

Работа "по звонку" очень дисциплинирует: тут и на "законные" 15 минут с утра не опоздаешь, и в рабочее время в ближайший магазин не выскочишь. Да что там говорить - большинство моих коллег даже не знает, что у них на компьютерах есть условный "пасьянс"Паук" - они в редкие "окна" между уроками хоть часть бумажек спешат заполнить или тетрадей несколько успеть проверить.

3. Учителя умные

Да, они быстро обучаемые (привет реформам), и, как правило, обладают острым умом. Ну а как вы хотели - они учатся с каждым новым поколением. Педагогу нужно уметь донести до современного ребенка информацию в современной же форме.

Вот очень сильно проиграли на весенней дистанционке те учителя, которые в силу возраста или других причин, задолго до сложившейся ситуации не удосужились плотно освоить электронные средства обучения. Более современные и продвинутые коллеги потратили недельку на организацию процесса, а дальше работали в заданном ритме, а консерваторам пришлось помучиться.

4. Учителя интеллигентные (честные, начитанные, с хорошим словарным запасом - все это в одну категорию помещу, пожалуй).

Эти качества особо ценны для тех работодателей, кому нужен работник - лицо компании. Умеющий разговаривать и договариваться, при этом выглядеть и вести себя не вульгарно. Такая манера не оттолкнет будущих клиентов, заказчиков, что в итоге сработает на имидж компании и, как следствие, на будущую прибыль.

5. Учителя стрессоустойчивы (при этом они неплохие психологи).

В ситуации цейтнота неопытный работник паникует, совершает ошибки, нервничает... А для учителя многозадачность - обычный режим работы. Он умеет планировать, переключаться и, самое главное, выделять и концентрировать усилия на важных вещах. Ну, а если что-то, что не успел, тоже важно - педагог без проблем доделает это после работы или ночью. Для него, привыкшего ночами проверять тетради и готовиться к урокам, подобная разовая ситуация не создаст особого дискомфорта.

-2
Конечно, это не полный перечень. Но пусть будет пятерка, чтобы вам не наскучило читать. Тем более, что негативные последствия педагогического труда тоже имеются, и теперь поговорим о них.

Итак, какие "против" есть у работодателей по отношению к бывшим учителям?

1. Учителя нетерпимы к чужому мнению

Особенно те, у которых большой стаж. Они вообще плохо коррелируются с должностью подчиненного, потому что на уроках они всегда играли руководящую роль. Отсюда и нелюбовь к инакомыслию. Да простят меня уважаемые коллеги, но часто, чтобы успеть за урок нормально объяснить тему, приходится просто прерывать долгие рассуждения детей по поводу другой точки зрения. Есть, конечно, предметы, где сам бог велел "истину искать", но большинство уроков длительные дискуссии просто превратят в непродуктивные. А на экзаменах потом не мнение спросят, а знания. Вот и формируется у учителя привычка не особо поощрять длительные споры вокруг изучаемой темы.

2. Учителя консервативны.

Все-таки, какие бы ветры перемен не дули в системе образования, в основе образовательного процесса так же лежит его величество урок - привычное, многократно повторяемое действие. Его наполнение претерпевает изменения, но форма и суть с древнейших времен практически неизменна.

Нелюбовь к экспериментам также подогревается дресс-кодом во внешности педагога, кодексом его поведения (истоки которого сейчас мы находим уже даже в Минпросвещения). С таким "зажиманием" со всех сторон очень медленно развивается в человеке творческое начало, тяга к экспериментам, чему-то новому. В школе это, может быть, и неплохо (хотя в дополнительном образовании, как по мне - смерти подобно), а вот во многих компаниях как раз требуется креатив сотрудников.

3. Учителя честные и умные

Да, именно то, что было им "в плюс", во многих ситуациях оборачивается жирным минусом. Не всегда руководителю нравится, что его сотрудник не готов закрыть глаза на мелкие нарушения. И уж тем более он не испытает восторга, когда ему это заявят открыто и глядя в глаза. Тут бы учителю гибкость проявить, но он против совести идти не приучен, вот и неудобен становится.

-3

3. Учителя - пессимисты.

Я почти 100-процентно определю в группе людей учителя с многолетним стажем. Чаще всего это озабоченный чем-то взгляд, иногда даже недовольный или оценивающий. Сам человек при этом выглядит зажатым, вряд ли встретите на улице хохочущего от всей души педагога. Такой комплекс признаков выдают именно пессимизм, как бы оптимистично его владелец не чувствовал себя внутри. Любая клиентоориентированность может споткнуться об этот вот тяжеловатый учительский взгляд.

4. Учителя - зануды.

Они будут с маниакальным упорством воспитывать всех вокруг себя, вне зависимости, способствует ли возраст объекта воспитания успешности этого процесса или нет. Только обычно их жертвами были члены семьи, а теперь станет новый коллектив. Возможно, достанется и самому работодателю, ну а чего нет-то? Учителя всегда найдут и укажут на ошибку. Я думаю, что многие из них уже изготовились написать мне в комментариях, что у меня сбилась нумерация второго списка. Да, коллеги?

Ну, пусть будет и отрицательных качеств 5 - для равновесия. О том, что я упустила, думаю, вы мне напишете.

Я только вот что хочу еще сказать: в целом, осознавая все за и против, работодатели все же берут бывших учителей на работу, причем с большим удовольствием. Потому что польза от них многократно превышает их мелкие недостатки.

Да и учатся они всему быстро, вы же помните? Поэтому через полгода-год бывшую Марьиванну не узнать - она целиком мимикрирует в новом коллективе и является одним из лучших работников.

Доказательством тому - все мои знакомые , уволившиеся со школы. Ни одна из них не пожалела и не чувствует себя хуже, чем до увольнения. Вот только признаются, что иногда снятся им уроки и дети.

Ну тут уж ничего не попишешь: школу из души просто так не вынешь, куда бы учитель ни ушел. Поэтому большинство и не уходит. И спасибо им за это.

А еще здоровья вам, уважаемые коллеги, достатка и самоуважения. С уважением к вам и вашему труду

Людмила Серегина (БЛОЖенная)